«Татнефть» взыскивает долги с Киева
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рфУкраина не первый год пытается взыскать с РФ «убытки» за потерю ее имущества в Крыму. Однако российский организации в долгу не остаются: «Татнефть» через французский арбитраж ad hoc добилась удовлетворения своих требований о взыскании с Украины 112 миллионов долларов за принудительное отчуждение имущества индивидуальных собственников в Кременчугском НПЗ. Кроме того, нефтяной холдинг нашел доказательства того, что на территории России есть имущество Украины, на которое в перспективе можно обратить взыскание. Точный статус недвижимости еще не ясен, однако эксперты уже говорят о «революционности» судебного решения, а также подчеркивают высокие риски для обеих сторон.
12 марта ставропольским арбитражем был опубликован полный текст определения. Суть его была в согласии с принятым парижским судом решением и необходимостью его исполнения.
Украину обязали перевести в счет российской нефтяной компании 112 миллионов долларов, проценты, исчисляемые по ставке для 3-х месячных депозитов в американской валюте, а также 3% до момента полного закрытия долга.
Обозначенное судебное решение было принято в соответствии с требованиями регламента ЮНСИТРАЛ в июле 2014 арбитражным парижским судом ad hoc. «Татнефть» прилагала усилия по его реализации на территории России с начала 2017 года.
Изначально нефтяная компания подала исковое заявление в московский арбитраж, однако суд прекратил производство, так как истец не доказал присутствие украинской недвижимости на нашей территории, на которую возможно было бы обратить взыскание: украинские здания в центре Москвы находятся под дипломатическим иммунитетом.
Однако в середине прошлого года при повторном рассмотрении спора уже другим судом, истец добился успеха. Нефтяная компания обнаружила в Ставропольском регионе 5 объектом недвижимости, которые принадлежат Украине уже восемь лет. Это помещения одно из крупных санаториев Кисловодска и его филиал в Ессентуках.
Недвижимость была передана украинским властям путем подписания межправительственного протокола. В данный момент здания находятся в оперативном управлении. Росреестр официально подтвердил полученные нефтяной компанией сведения.
«Татнефть» заявила на суде, что расположение украинского имущества на территории России, подразумевает наличие у судебных органов РФ эффективной юрисдикции. Украина, в свою очередь, настаивала на том, что и на эти здания распространяется судебный иммунитет, поэтому признание решения российского суда будет равнозначно нарушению публичного порядка.
Кисловодский санаторий зарегистрирован как юридическое лицо 27 лет назад. Сейчас в его штате трудятся 300 человек. 100%-ным владельцем доли значится украинское Государственное лечебно-оздоровительное управление. Кроме того, прямо на официальном сайте размещена информация, которая указывает, что санаторное предприятие сформировано по «по решению собственника распоряжением руководителя Государственного управления делами Украины». На украинских электронных СМИ также есть подтверждающая данный факт информация.
Суд удовлетворил требования нефтяной компании, потому что посчитал, что вторая сторона отказалась от судебного иммунитета фактом заключения с РФ межправительственного соглашения о защите инвестиций, а также фактом участия в нью-йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.
Украинский довод о невозможности наложения взыскания на санатории суд парировал тем, что данный вопрос не входит в предмет доказывания. Тот же самый аргумент приводила нефтяная компания, начиная с самого первого заседания. Этот вопрос для разрешения на стадии исполнительного производства.
По решению суда должен быть выдан исполнительный лист, а сам документ можно обжаловать в течение одного месяца.
Часть экспертов считают, что Украина однозначно подаст жалобу, потому что на помещения санаториев нельзя обращать взыскание, так как они находятся в оперативном управлении. При этом они подчеркивают революционность вынесенного решения.
Такой прецедент возник впервые, ранее ни разу на территории нашей страны не признавались определения инвестиционного арбитража. Более того, суд РФ в решении подчеркнул, что раз Украина согласилась на рассмотрение спора, значит априори признала его решение и исполнение.
Однако эта ситуация может оказаться неоднозначной, потому что Украина вполне может начать накладывать взыскания на российское имущество, находящее на ее территории аналогичным образом. Часть юристов считают, что кассация подтвердит вынесенное решение, и тогда нефтяная компания сможет накладывать взыскание не только по рассматриваемой недвижимости санаториев, но по другим объектам.