Инструкция для работодателей по организации работы после карантина

Автор: Юлия Холодионова
2230
Время чтения - 8 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Подходит к концу период нерабочих дней и удаленной работы. Начинается тяжелый трудоемкий процесс для работодателей. Они должны подготовить рабочие места для сотрудников в офисе таким образом, чтобы были соблюдены все меры для предотвращения развития новой коронавирусной инфекции. Юрист Юлия Холодионова рассказала ДОЛГ.РФ об основных моментах, которые должен помнить работодатель.

Затянувшийся режим нерабочих дней постепенно заканчивается. Те, кто работал в этот период – организации непрерывного цикла или аптеки, продолжат свою работу, но уже с соблюдением норм о социальном дистанцировании и в масочно-перчаточном режиме. Эти меры являются минимальными для профилактики распространения коронавирусной инфекции, от которой полностью избавиться регионам России пока не удалось. И, хотя, случаев заболеваний меньше, опасность заразиться по-прежнему есть. В таких условиях работодатель, принимающий решение о возобновлении трудовой деятельности своего бизнеса, должен предпринять соответствующие шаги в целях охраны здоровья работников, согласно ст. 209 ТК РФ.

Важно подготовить необходимую документацию, регламентирующую полный или поэтапный выход работников в «оффлайн», то есть в офис.

Начало «выхода» из режима самоизоляции работников тех предприятий, которые вынуждены были приостановить свою работу, было определено Указом Президента РФ от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». В соответствии с этим нормативным актом, руководителям регионов были поставлены задачи, решив которые можно начинать, в том числе, офисную работу. К ним относятся: определение необходимости продления ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, определения особенностей режима работы и численности работников из числа тех, кто может выйти на работу, а также установление особого порядка передвижения тех, кто осуществляет перевозки.

О действиях работодателя 

Приказ о начале возобновления трудовой деятельности должен быть обязательно, причем, его издание относится ко всей организации работодателя (бизнесу). Приказ необходимо оформить как все локальные акты с занесением записи в журналы, с присвоением номера и последующего ознакомления с приказом работников. Важно указать отметку об отмене нерабочих дней, и поставить число, с которого возобновляется работа. Допускать ли к работе то или иное предприятие – это решение зависит от региональных властей, в зависимости от эпидемиологической ситуации в регионе. В Москве и Подмосковье, в соответствии с Указ Мэра Москвы от 21 мая 2020 года № 59-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ», выход на работу стал возможен для промышленных и строительных предприятий и ряда других. С 21 мая 2020 года в Москве стало возможным, например, возобновить работу служб по краткосрочной аренде автомобилей (каршеринговых служб). Однако режим самоизоляции работников сохранится до 14 июня 2020 года. Переходы на первый, второй или третий этапы выхода из режима нерабочих дней и возобновления работы – это тоже полномочия региона. Как правило, 1 раз в 14 дней, с учетом мониторинга эпидемической обстановки, становится понятно, кто сможет возобновить работу.

Чтобы понять, кто сможет работать в привычном формате, работодатель должен самостоятельно разобраться: выход каких работников в настоящее время возможен, а кому еще стоит оставаться дома. Для ознакомления со своим решением, он издает Приказ об установлении численности работников. Разумеется, предварительно нужно будет созвониться с работниками или использовать допустимый формат коммуникации с ними, в том числе, предусмотренный трудовым договором (если такое условие в нем имеется). Для данных работников должен быть отдельно составлен список, пофамильно, с указанием должности. Для тех, кто будет выходить на работу, необходимо составить небольшие памятки-алгоритмы поведения, в которых должны быть прописаны:

  • меры профилактики от коронавируса на рабочем месте;
  • существующие правила применения труда в организации в условиях эпидемии;
  • подкорректированные обязанности работников в трудовых отношениях.
Остаться на рабочих местах и продолжать исполнение обязанностей могут работники служб охраны, непрерывно действующих производств, а также бухгалтерии, ответственные за расчеты и выдачу заработной платы.

Приказ о возобновлении деятельности организации является кадровым, и с ним требуется ознакомить работников. По-прежнему, актуальным является ознакомление работников с помощью электронных образов документов, предусмотренное в. 3 Приказа Минтруда России от 27 марта 2020 г. «Дополнение к Рекомендациям работникам и работодателям в связи с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»». Он предполагает путь обмена электронными образами документов при необходимости с последующим их оформлением в установленном порядке. После ознакомления с приказом о возобновлении деятельности организации, работники могут приступить к работе, но с соблюдением социальной дистанции и масочно-перчаточного режима.

Говоря о приказе, об установлении численности работников, надо отметить, что далеко не все работники могут вернуться к работе сразу. При этом, например, в п. 6.2. Указа Мэра Москвы от 21 мая 2020 года сказано, что принятие решений (то есть, приказов) об установлении численности работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам) предполагается, когда такие работники не подлежат переводу на дистанционный (удаленный) режим работы в связи с необходимостью их непосредственного участия в обеспечении непрерывных технологических и иных процессов, необходимых для обеспечения функционирования организаций и ИП. Они подлежат переводу на дистанционный (удаленный) режим работы или в отношении них установлен режим работы нерабочего дня с сохранением заработной платы. Работодателям следует составить списки работников, которым подлежит выйти на работу. Это нужно для того, чтобы задействовать в рабочем процессе работников, без которых деятельность организации не может быть возобновлена.

Выйти в офис смогут не все, так как действуют ограничения на возобновление работы лицами старше 65 лет или имеющих хронические заболевания – если они есть в организации, должны остаться в режиме нерабочих дней. График работы, разумеется, поменяется, возможно, таким, как он был раньше, уже не будет. Особенно это актуально для работников, выполняющих обязанности посменно и для всех остальных при условии соблюдения нормы выработки рабочего времени – не более 40 часов в неделю. Поэтому, работодателя необходимо издать Приказ о графике работы организации. Важно подкорректировать графики работы, чтобы соблюсти установленные требования Роспотребнадзора РФ об удаленности работников на их местах и отсутствии скопления. Опять же – если это возможно, если - нет, то работники могут сохранить свое право на нерабочие дни или на удаленную работу.


Что конкретно может сделать работодатель?

Например, в распорядок рабочего дня будут внесены изменения о времени начала и окончания рабочего дня сотрудника или группы, чтобы они не «пересекались» в течение рабочего дня, либо, как вариант, режим неполного рабочего времени в соответствии со ст. 93 ТК РФ. Чтобы не возникало вопросов у работников, необходимо обсудить этот вопрос и получить от них письменное согласие, опять же воспользовавшись правом уведомления с помощью электронных образцов документов. Согласование графика работы после режима нерабочих дней является обязательным и подтверждается дополнительным соглашением к трудовому договору.

В качестве возможных вариантов дополнительно - оформление пропуска для свободного перемещения к месту работы и обратно. Такие вопросы согласовываются, при необходимости с местными органами власти, и, как показывает столичный опыт, являются эффективными. В таких пропусках должно быть указано ФИО работника, наименование организации или ИП, его время работы, контактный телефон руководителя организации или ИП. Такой пропуск должен иметь печать и подпись руководителя организации.

Роспотребнадзор возлагает на работодателя необходимость организации работы в офисе таким образом, чтобы сохранялось социальное дистанцирование, либо установление временных перегородок, а в местах общего пользования, например, столовых организации должна быть нанесена разметка, исходя из расчета 1,5 метра между людьми.

Помимо установленных норм о социальном дистанцировании, важно, чтобы соблюдались и санитарные правила:

  • если работник был на больничном, то допускать его к работе можно только при предъявлении им листа нетрудоспособности;
  • не допускается привлекать к работе лиц с высокой температурой или признаками простуды.
Важное значение имеют СИЗ: маски, перчатки, антибактериальные средства. Устанавливается исключение только для работников, выполняющих обязанности в одиночку, без контакта с другими работниками. Необходимо оформить журнал посетителей, в который должна вноситься информация обо всех приходящих на работу в начале рабочего дня или в середине его, рекомендуется измерять температуру. Обычным правилом, которое вполне допустимо в совокупности борьбы с распространением инфекции, является проветривание в помещении каждые 2 часа. Также желательно сократить контакты с другими лицами, ввести запрет на посещение офисов и отменить все внеплановые командировки.

Тестирование на наличие/отсутствие вируса

В столичном регионе и Подмосковье работодателям в качестве дополнительной обязанности по охране труда работников дополнительно вменяется: отправление не менее 10% работников на тестирование по наличию коронавируса в специальные центры по проведению подобных тестов, это необходимо сделать до 31 мая 2020г. С 1 июня 2020 года работодатели будут обязаны направлять 10% своего коллектива на анализы по обнаружению/отсутствию коронавируса, в том числе, на платной основе за счет средств работодателя организовывать забор крови на обнаружение данной инфекции и наличия иммунитета к ней специальными методами. Если будет обнаружен вирус, то в такой ситуации работодатель немедленно должен уведомить об этом Роспотребнадзор РФ.

Таким образом, соблюдение установленных требований позволит снизить риск заражения работников коронавирусной инфекцией и другими вирусными заболеваниями на рабочих местах, а также избежать в будущем большого количества судебных споров по поводу правильности и своевременности подготовки выхода из нерабочих дней и проверок со стороны государства.
Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"