Изменение конституции несет сугубо политический характер – РФ не сможет игнорировать нормы международного права

Автор: Глеб Шевченко
3718
Время чтения - 2 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Партнер по корпоративным и гражданско-правовым вопросам Юридической фирмы «Консулс» Глеб Шевченко специально для портала ДОЛГ.РФ высказался относительно изменений в Конституцию РФ, предложенных Владимиром Путиным. Эксперт отдельно остановился на том, что международное право теперь не должно иметь полного приоритета над российскими законами.

Критическая необходимость внесения изменений в Конституцию РФ – весьма спорный момент. Скорее поводом внесения изменений можно назвать развитие государственного строя РФ, усиление суверенитета, усиление социальных гарантий населения. Сегодня РФ на международном уровне правоотношений можно характеризовать как игрока самодостаточного и открытого для внешнего диалога на взаимовыгодных условиях.

Помимо изменений, закрепляющих ряд положений о социальных гарантиях, а также нововведений, касающихся государственной службы высших чинов, законопроектом предлагается включение в Конституцию РФ нормы, затрагивающей международные правоотношения, а именно:

«Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».


По сути своего содержания норма позволяет избежать безусловного исполнения решений межгосударственных органов. Тут речь идет скорее о судебных решениях международных судов, затрагивающих интересы государства и граждан. Однако однозначно трактовать норму без дополнительных разъяснений со стороны Конституционного и Верховного судов РФ достаточно затруднительно. На данный момент в отсутствие в Конституции этой нормы действует целый ряд нормативных актов и разъяснений, касающихся применения норм международного законодательства и исполнения актов и решений международных организаций.

В ближайшей перспективе введение данной статьи с юридической точки зрения не отразится на правоприменительной практике. Объяснить это можно тем, что безусловный отказ от исполнения норм международного права, отраженных в многочисленных конвенциях, соглашениях и договорах, к которым РФ присоединялась добровольно, в некоторых случаях с оговорками, повлечет явное недопонимание со стороны других государств-участников такого рода правоотношений.

С уверенностью можно сказать, что данная норма будет являться лишь ссылкой на будущие многочисленные разъяснения. РФ на данном этапе развития государственного строя не может позволить себе игнорировать нормы международного права в одностороннем порядке, но при этом закладывается тенденция для движения в этом направлении.

Подводя итог, необходимо заметить, что введение изменений главного закона страны порождает необходимость формирования на скелете новых норм, мышечного каркаса новых законодательных актов, которыми будут установлены границы правоприменительной практики. На это уйдет очень большое количество времени, поэтому опасаться кардинальных изменений в кратчайшие сроки не стоит.

На данный момент все изменения носят сугубо политический характер, мотивом которого является новое направление развития как внутригосударственных, так и международных правоотношений.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"