Налоговое администрирование: «зачем» и «как» это работает?

7 минут
Автор: Татьяна Малявина
Налоговое администрирование: «зачем» и «как» это работает?

Анализируя многие официальные документы, часто можно встретить такое понятие как «налоговое администрирование», подразумевающее под собой деятельность налоговых органов на государственном уровне, направленную на сбор средств для обеспечения деятельности государства. Официальное определение «налогового администрирования» в настоящий момент отсутствует, однако его также можно охарактеризовать как деятельность, связанную с организацией исполнения действующих законодательных актов в области налогообложения и пресечением обстоятельств, препятствующих их эффективной работе.

Каждый год налоговые органы формируют отчеты и выкладывают статистику об актуальном состоянии собираемости налогов. Так, согласно данным с официального сайта ФНС России, за первое полугодие 2019 г. доходы, администрируемые налоговыми органами составили 11 138 221 513 000 рублей. Для сравнения, за первое полугодие 2018 г. эта цифра составила 10 366 234 179 000, что на 7% меньше.

Одной из основных задач налоговых органов остается эффективное налоговое администрирование страховых взносов. За первое полугодие 2019 г. во внебюджетные фонды поступило 3 436 750 509 000 руб., за аналогичный период 2018 г. – 3 017 400 039 000, т.е. меньше на 12%.

Чтобы понимать, почему так возросла эффективность работы налоговых органов и как избежать нежеланных доначислений, нужно знать, как осуществляется оценка бизнеса, какие доказательства необходимы проверяющим и какие применяются инструменты для их сбора.

Рассмотрим механизм проверки налогоплательщика подробнее.

Все начинается с предпроверочного анализа, который представляет собой комплекс мероприятий, направленных на сбор, изучение и анализ информации налогоплательщика с целью установления его налоговых рисков и определения объема возможных доначислений.

В рамках предпроверочных мероприятий налоговые органы используют различные базы данных, содержащие сведения о налогоплательщиках:

  • ФИР «Риски»;

  • ПК «ВАИ»;

  • ИР «ВНП-отбор»;

  • ПИК «Однодневка»;

  • ИР «Схемы уклонения от налогообложения» и др.

Особенность этих программно-информационных комплексов состоит в том, что они все предназначены только «для служебного пользования», постоянно обновляются и совершенствуются, что не дает возможности налогоплательщикам изучить алгоритм их работы. По результатам предпроверочного анализа налоговики получают полное представление о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и принимают решение в вышестоящих налоговых органах о включении последнего в план налоговых проверок.

Одной из основных причин повышения эффективности работы налоговых органов и улучшения показателей собираемости налогов и сборов можно назвать совершенствование налогового администрирования путем внедрения автоматизированных систем контроля за всеми стадиями налогообложения. В положительных результатах такого внедрения сомневаться уже не приходится, ведь как заявлял глава ФНС Михаил Мишустин на третьей региональной проектно-аналитической сессии Молодежной проектной платформы «ПРОдвижение»: «Цифровизация позволила сократить недобор средств по НДС до 1%».

Развитие информационных технологий в налоговом администрировании осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р и направлено на достижение своей основной цели – максимальное повышение уровня собираемых налогов, обеспечение прозрачности системы налогообложения и раскрытие всей цепочки взаимоотношений между участниками налоговых правоотношений.

В соответствии с приказом ФНС № ММВ-7-6/40@ от 31.01.2019 поэтапно в эксплуатацию внедряется система АИС «Налог-3» - единая информационная система, обеспечивающая автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям.

В свою очередь, Приказ ФНС России от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3/558@ закрепил новую форму и порядок заполнения декларации по НДС в электронном виде. Созданный на базе вышеуказанной АИС «Налог-3» программный комплекс автоматизированного контроля за НДС – ПК АСК «НДС-2», автоматически анализирует миллионы поданных электронных деклараций, осуществляет их сравнение с декларациями контрагентов в целях выявления разрывов и несоответствий. Основываясь на полученных данных, цепочке операций с контрагентами по конкретной сделке (до 6 звена включительно) присваивается соответствующая степень/группа риска в соответствии с цветами.

Красный (высокая степень) – присваивается тем организациям, которые не представляют в налоговые органы декларации по НДС, в цепочке движения товаров которых выявлены разрывы либо данные отчетов, книг покупок и продаж не совпадают. Такие налогоплательщики подлежат усиленному налоговому контролю.

Желтый (средняя степень) – присваивается тем налогоплательщикам, при проверке которых были все-таки выявлены несоответствия, но по запросу налоговых органов были дополнительно представлены все необходимые пояснения и документы. В отношении данной категории налогоплательщиков осуществляются стандартные формы налогового контроля.

Зеленый (низкая степень) – присваивается тем налогоплательщикам, которые своевременно представляют в налоговые органы декларации, в полном объеме уплачивают начисленный НДС, отсутствуют факты, свидетельствующие о нереальности осуществления ими хозяйственной деятельности, отсутствуют разрывы и расхождения в данных деклараций. Камеральная проверка документов и сведений осуществляется в обычном порядке.

Добросовестным налогоплательщикам стоит быть аккуратнее и проверять своих контрагентов еще и на предмет исполнения обязательств по уплате налога, чтобы не стать объектом усиленного налогового контроля.

Отнесение налогоплательщика к той или иной группе риска – не единственная возможность ПК АСК «НДС-2». Не менее важным является возможность построения «Дерева связей» - отчета, содержащего информацию о схемах ухода налогоплательщика от налогообложения, конечных бенефициарах и фирмах-однодневках.

Немаловажным также является тот факт, что ПК АСК «НДС-2» работает по принципу эстерриториальности, объединяя и анализируя данные, полученные из разных налоговых органов. Это стало большой помехой для развития коррупции в территориальных налоговых органах, где зачастую долгое время работают одни и те же люди, с которыми можно договориться и избежать последствий неуплаты налога.

Однако, несмотря на всю прогрессивность и эффективность такого налогового администрирования, все же оно еще не совершенно и существуют пути его обхода. Главный минус – отсутствие информации об уплате начисленной суммы налога в бюджет. Таким образом, недобросовестные налогоплательщики могут вводить в свои цепочки фирмы-однодневки, которые будут заявлять всю сумму к уплате НДС в налоговой декларации, но ее не уплачивать. В последующем налоговом или отчетном периоде такая организация будет заменяться новой. Данный факт делает борьбу с фирмами-однодневками одним из основных направлений совершенствования налогового администрирования.

Справиться с вышеуказанной проблемой сможет ПК АСК «НДС-3», на данный момент работающий в тестовом режиме. Его основные отличия от предыдущей версии состоит в том, что он будет включать в себя: данные из расчетного центра Центрального банка РФ, отслеживать соответствие данных, полученных с контрольно-кассовой техники и данных книги продаж, а также дополнительно анализировать цепочки связей между физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, отрицать высокую эффективность и результативность использования ПК АСК «НДС-2» и ПК АСК «НДС-3» невозможно. Они значительно расширили возможности сотрудников налоговых органов по выявлению лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и поиску дополнительных источников пополнения бюджета. Однако для налоговых органов действует существенное ограничение – полученную таким образом информацию нельзя использовать при рассмотрении налоговых споров в суде, но на ее основании можно возбудить уголовное дело в случае превышения суммы неуплаченного НДС над размером, закрепленном в Уголовном кодексе.

Кроме вышеназванных программных комплексов отдельного внимания заслуживают:

  1. система онлайн-контрольно-кассовой техники (онлайн-ККТ) - данная система позволяет налоговым органам автоматически получать сведения о продажах непосредственно в момент их совершения;

  2. система онлайн-кабинетов на сайте ФНС России – комплекс электронных сервисов, направленный на максимально быстрое и удобное удовлетворение потребностей налогоплательщиков и получение ими всей необходимой информации по интересующим вопросам. На данный момент действует уже более 50 таких сервисов.

  3. международный автоматический обмен информацией о финансовых счетах – финансовые организации стран-участниц Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (Российская Федерация присоединилась 1 июля 2015 г.) обязаны получать от своих клиентов данные о налоговой резидентности и номера налогоплательщиков, после чего такие данные, вместе с определенной информацией о счете клиента будут раз в год передаваться в налоговую службу страны, в которой расположена та или иная финансовая организация.

Именно эти вышеназванные инструменты, при их совокупном использовании, обеспечили положительный рост поступлений в бюджет. Усиление позиций налоговых органов путем внедрения инновационных технологий уменьшает количество налогоплательщиков, использующих схемы налоговой минимизации, способствует созданию благоприятных условий для надлежащей уплаты налогов и сборов в бюджет и добровольному соблюдению налогового законодательства.

Однако наряду с неоспоримыми преимуществами, которые были получены благодаря цифровизации налогового администрирования, стоит упомянуть и об отрицательных сторонах этого процесса. В первую очередь такие сложные технологические изменения затронут ту категорию налогоплательщиков, которые не обладают необходимыми знаниями в области электронного документооборота (напр. пожилые) или не имеют должного технологического оборудования (Интернета и т.д.). Во вторую очередь, развитие цифровых технологий, используемых налоговыми органами в своей деятельности, может вызвать необходимость и дополнительные затраты на установление программных продуктов, совместимых с программами налоговых органов, обучение сотрудников налогоплательщиков по составлению и заполнению новых форм документов, необходимых для формирования отчетности.

Таким образом, уровень и качество налогового администрирования развивается безумно быстрыми темпами. Согласно данным статистики, растет эффективность налоговых проверок, и увеличиваются суммы, поступающие в бюджетную систему РФ. При комплексном использовании всех инструментов, которые имеются на данный момент, налоговые органы могут проследить всю цепочку движения товаров (работ, услуг), деклараций, счетов-фактур, проследить операции по банковским счетам, установить взаимозависимых лиц, и на основании всего этого получить исчерпывающую информацию о невнесенных в бюджет суммах налогов.

Нравится 20
Ха-ха 0
Удивительно 0
Грустно 0
Возмутительно 0
Не нравится 0



Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей раз в недельку.

Новости партнеров