Общедомовые приборы учета потребленных ресурсов как стимул роста энергоэффективности многоквартирных домов

Автор: Артем Евланов
1112
Время чтения - 2 минуты
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги
Вопрос оплаты потребления ресурсов на общедомовые нужды – один из самых обсуждаемых среди потребителей коммунальных услуг. Тарифы за содержание мест общего пользования это в многоквартирных домах – подвалов, подъездов, лифтов и придомовых территории – устанавливают региональные власти, а расчеты за потребление общедомовых ресурсов начисляются двумя способами: расчетным и аналоговым. Первый способ подразумевает установку общедомовых счетчиков и исключение из их показаний объемов потребления жильцами по индивидуальным счетчикам. Но этот способ не выгоден управляющим компаниям, которым удобнее начислять оплату по нормативу и даже сверх него. Аналоговый способ расчета общедомовых расходов подразумевает применение ко всем похожим домам норматива, который потребляет дом с установленными общими счетчиками, но такой вариант не устраивает жильцов других домов, так как по факту их объемы потребления могут быть ниже. Таким образом, установка общедомовых приборов учета – единственное справедливое решение данного вопроса.

На сегодняшний день корректность начислений за ОДН зависит от точности данных, предоставляемых управляющими компаниями или ТСЖ в расчетный центр. Если многоквартирный дом оснащен общедомовыми приборами учета, то из показателей этих счетчиков вычитаются объемы потребленных ресурсов жильцами. Показатели индивидуального потребления либо фиксируются отдельными счетчиками, либо – в случае их отсутствия – начисляются по нормативу. Зачастую фактические расходы многоквартирного дома на содержание мест общего пользования гораздо выше, чем установленные властями нормативы, соответственно, многие дома отказываются устанавливать общедомовые приборы учета.

Еще одна проблема заключается в том, что нормативы потребления различаются по регионам. В некоторых из них тариф устанавливают ниже фактического потребления коммунальных ресурсов жильцами дома, и эту разницу вынуждены оплачивать управляющие компании, что зачастую становится причиной их банкротства. В других субъектах РФ норматив ОДН больше, чем реально потребляет дом, получается, что жильцы переплачивают ни за что. Таким образом, унификация нормативов потребления общедомовых расходов тормозит процесс повышения энергоэффективности жилого фонда страны.

Для решения этого вопроса Минстрой России планирует изменить правила расчета нормативов потребления коммунальных услуг и ресурсов для общего имущества в многоквартирном доме, исходя из индивидуальных характеристик каждого здания. Например, с 2023 года, когда корректировки получат законную силу, при расчете нормативов будут учитываться такие факторы, как износ коммунальной инфраструктуры многоквартирного дома, его этажность, объемы утечек и воровства ресурсов.

Таким образом, задача Правительства РФ – приблизить нормативы к фактическому потреблению – будет выполнена. Нововведения станут стимулом для жильцов многоквартирных домов устанавливать приборы учета ресурсов на содержание мест общего пользования, а для управляющих компаний – поддерживать коммунальную инфраструктуру домов в надлежащем состоянии.

Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги