Пока у всех карантин: как подготовиться к налоговой проверке в компании

Автор: Екатерина Романова
2837
Время чтения - 4 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Вопрос проверки фискальными органами бизнеса никогда не уходил из основной повестки дня любого профсообщества. Существует два типа налоговых проверок: выездные и камеральные. К камеральной проверке подготовиться невозможно, ей подлежат все документы, декларации, налоговые расчеты, которые налогоплательщик предоставляет в ИФНС. Однако всегда есть возможность продумать варианты хеджирования рисков – об этом, специально для ДОЛГ.РФ, рассказала Екатерина Романова, партнер по налогообложению и международному праву Юридической фирмы «Консулс».

 

Причины назначения выездной налоговой проверки

Выездные налоговые проверки проводятся не по всем налогоплательщикам. Существует план проведения выездных налоговых проверок, который публикуется на сайте ФНС РФ. Для того, чтобы включить налогоплательщика в этот план, налоговые органы проводят по всем налогоплательщикам предпроверочный анализ. Предпроверочный анализ проводится на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ3—06/333@. В концепции содержатся основные критерии, по которым налоговые органы определят необходимость детальной проверки налогоплательщика. Если объединить критерии по группам, то можно выделить основные факторы риска:

  • компания имеет низкую рентабельность и низкую налоговую нагрузку в своей отрасли и регионе;

  • компания несет убытки в течение двух и более лет;

  • компания заявляет существенную долю вычетов по НДС (более 89 %) или возмещает НДС из бюджета (как правило, относится к компаниям, занимающимся экспортом);

  • расходы компании увеличиваются существенно быстрее, чем растут ее доходы;

  • заработная плата сотрудников компании ниже среднего уровня заработной платы в регионе по соответствующему виду экономической деятельности;

  • компания неоднократно приближалась к пороговым значениям, при превышении которых она больше не смогла бы применять льготные налоговые режимы (сумма выручки, количество сотрудников, стоимость основных средств и т.д.);

  • контрагенты компании являются неблагонадежными компаниями и используются без достаточной экономической цели;

  • компания не предоставляет ответы на запросы налоговых органов или предоставляет пояснения и документы с ошибками;

  • компания «мигрирует» между налоговыми инспекциями.

Часть критериев проверяется автоматизированными системами, часть непосредственно налоговыми инспекторами. Таким образом, при занесении налогоплательщика в план проверки, налоговые органы уже знают «слабые места» учета налогоплательщика, которые будут проверять в первую очередь.



Подготовительные мероприятия налогоплательщика перед выездной налоговой проверкой

Первым этапом перед приходом налогового инспектора стоит проверить всю первичную документацию. Особое внимание стоит обратить на документы, подтверждающие большие суммы расходов, а также на счета-фактуры: именно на основании этих документом у налогоплательщиков чаще всего появляются доначисления – налоговые органы либо снимают уменьшающие налоговую базу расходы или «входящий» вычет по НДС. Первичные документы должны быть в наличии, на бумажных экземплярах должна стоять «живая» подпись (не факсимиле), в документах не должно быть ошибок и незаполненных полей. Если документы были подписаны по доверенности, то к ним должны иметься доверенности.

Вторым этапом необходимо определить перечень рискованных контрагентов. Если у компании большое количество контрагентов нужно проверить хотя бы самых крупных, то есть проверить должную осмотрительность в соответствии со ст. 54.1 НК РФ. Для проверки необходимо подготовить подтверждение реальности совершенной сделки, подготовить доказательную базу «реальности контрагента» (проверить адрес, директора на массовость, проверить наличие ресурсов у контрагента и т.п.). Если контрагент рискованный необходимо подготовить максимально убедительное «досье».

Третьим этапом необходимо провести инструктаж среди сотрудников. Многие линейные сотрудники боятся проверяющих и соответственно могут при проверке предоставить инспекторам лишнюю информацию. Нужно объяснить сотрудникам, что им в любом случае ничего не угрожает, ответственность может грозить только непосредственно самой организации и ее директору. От компании необходимо выделить несколько лиц, которые будут назначены ответственными за ведение коммуникации с налоговыми органами: чаще всего такими лицами назначаются главный бухгалтер, юрист и при возможности привлеченный налоговый консультант. В дальнейшем на вызов для дачи пояснений сотрудников также не рекомендуется отправлять одних – лучше чтобы их сопровождал юрист или налоговый консультант, который понимает нюансы проведения дачи пояснений и может пресекать превышения инспектором полномочий.

Четвертым этапом необходимо будет организовать место для проверяющих. Актуален данный пункт будет в случае, если проверка будет проводиться непосредственно на территории налогоплательщика. Чаще всего, все же, налоговые органы предпочитают проверять компанию, находясь непосредственно в здании инспекции. Однако, если они решили осуществлять проверку у налогоплательщика в офисе, то стоит организовать для них отдельное помещение, находясь в котором они не помещают и не заблокируют производственный процесс налогоплательщика.


Выводы

Подготовка к выездной налоговой проверке не позволит избежать уже назначенной проверки, однако, правильный подход и подготовительные мероприятия могут помочь снизить сумму доначислений, сократить сроки проверки, избежать блокировки бизнес-процессов, а также сэкономить нервы сотрудникам и владельцам бизнеса. Если Вы увидели свою компанию в плане проведения выездных налоговых мероприятий, то правильная и достаточная подготовка позволить пройти уже неизбежную проверку с минимальными потерями.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"