Субсидиарная ответственность в банковском секторе: почему привлекают всех подряд и как можно спасти ситуацию
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньгиАгентство по страхованию вкладов активно прибегает к институту субсидиарной ответственности и привлекает огромное количество бенефициаров банков. Однако есть ли от этого толк и польза современной экономике, об этом – юрист, обозреватель ДОЛГ.РФ Джамиля Садыкова.
Насколько велика проблема (размер задолженности)?
Согласно данным с сайта АСВ, 364 банка на сегодняшний день находятся в процедуре ликвидации, и 339 банков было уже ликвидировано.В соответствии со статистикой, опубликованной ГК АСВ, на 2018 год подано 80 заявлений о привлечении к имущественной ответственности, бывших руководителей банка на общую сумму 786,8 млрд. руб., 10 млн. долларов, 5 млн. евро. Из них, удовлетворено 7 заявлений о привлечении руководителей к субсидиарной ответственности на общую сумму 26 731 млн. руб.
За 15 лет деятельности АСВ судами по искам о привлечении к субсидиарной ответственности было присуждено более 100 000 000 000 рублей. Однако в действительности реально было получено менее 1% от судебного решения. Что позволяет нам говорить о том, что цель по пополнению денежных средств таким повальным привлечением не достигается.
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф
Почему такой бардак в делах о банкротстве банков?
- Центральный Банк (далее – «ЦБ РФ») не заинтересован в санации банков и стабилизации рыночных отношений для предотвращения банкротства банков.
- Агентство по страхованию вкладов (далее – «АСВ») перегружено объемом исков о привлечении к субсидиарной ответственности и взысканию задолженности, не хватает квалифицированных специалистов.
- Отсутствуют внятные механизмов как находить денежные средства бенефициаров за рубежом и взыскивать их.
Что может помочь гармонизировать институт субсидиарной ответственности и наладить работу АСВ?
1. Определить пределы и разграничить ответственности членов кредитного комитета:- Распределить пределы ответственности членов кредитного комитета в зависимости от степени влияния, выполняемых функций, фактических действий.
- Ограничить и конкретизировать круг лиц, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности.
- Закрепить конкретные обстоятельства установления статуса контролирующего должника лица (далее – «КДЛ») – принятие решений (голосование против, влияние решения на заключение договора, согласование предварительного договора), не привлекать «всех подряд», «футбольную команду».
- Прописать объективные критерии отзыва лицензии у банка в судебном порядке.
- Заинтересовать ЦБ РФ в утверждении планов финансового оздоровления. Согласно статистике ГК АСВ, на начало 2018 года, меры санации реализовывались в отношении 26 банков. В течении года, ГК АСВ участвовало в 3 новых процедурах по предупреждению банкротства банков или урегулированию обязательств банка (около 5%), впоследствии в отношении двух банков приняты решения об отзыве лицензии. Ещё в отношении 6 банков были завершены меры по предупреждению банкротства, впоследствии из которых 4 мероприятия продолжены Банком России.
- Уточнить порядок оспаривания отзыва лицензии, сделать возможным восстановление деятельности банка и применения реабилитационных процедур санации/восстановления платежеспособности.
- Усовершенствовать порядок (методику) оценки активов кредитных организаций, в частности, принять положение об оценке недвижимости.
- Центральный банк является органом банковского надзора, который осуществляет надзор различными способами. Установить административную ответственность за ненадлежащий надзор за деятельностью банка.
- Предусмотреть возможность взыскания убытков или привлечения к субсидиарной ответственности ЦБ РФ в период после возникновения оснований для отзыва лицензии до ее фактического отзыва (по правилам ст.61.12 Закона о банкротстве).
- В обязательном порядке, вне зависимости от перечня ответчиков, указанных в заявлении АСВ, привлекать к участию в деле всех заинтересованных лиц (например, установить перечень – председатель правления, члены правления, члены СД, участники/акционеры с долей более 10%, иные известные на дату подачи заявления КДЛ).
- Предусмотреть возможность выделения заявления в отношении КДЛ/группы КДЛ при наличии процессуальной необходимости – принципа процессуальной экономии.
- Предусмотреть порядок фиксации факта передачи документов от кредитной организации временной администрации (нотариальное заверение, судебный порядок).
- В отношении положений об исковой давности необходимо исключить из переходных положений действие обратной силы правила исковой давности.
- Сомнения должны толковаться пользу привлекаемого лица.
- Правило делового решения (business judgment rule), см. также в Постановлении КС РФ от 24.02.2004 №3-П: «Судебный контроль призван обеспечивать защиту прав и свобод акционеров, а не проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых советом директоров и общим собранием акционеров, которые обладают самостоятельностью и широкой дискрецией при принятии решений в сфере бизнеса. Существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов».
- Судам необходимо учитывать, как сущность конструкции юридического лица, предполагающей имущественную обособленность этого субъекта (п. 1 ст. 48 ГК РФ), его самостоятельную ответственность (ст. 56 ГК РФ), наличие у участников корпораций, учредителей унитарных организаций, иных лиц, входящих в состав органов юридического лица, широкой свободы усмотрения при принятии (согласовании) деловых решений, так и запрет на причинение ими вреда независимым участникам оборота посредством недобросовестного использования института юридического лица (ст. 10 ГК РФ).
- При наложении обеспечительных мер на имущество ответчика предусмотреть аналогичные изъятия в размере прожиточного минимума должников и его иждивенцев, иные необходимые расходы – по аналогии с банкротством граждан.
- Оценка качества и профессионализма работы юридических контор, которые привлекаются на аутсорсинг.