В ФАС заявили, что более трети инвестпрограмм в ЖКХ не выполняется

2 минуты
Задайте Ваш вопрос в телеграм-чате:
Автор: Артем Евланов

Ежегодный объем реализации инвестиционных программ в сфере ЖКХ не превышает 60-70%, то есть почти треть инвестпрограмм не выполняются. Основной причиной такого положения дел эксперты считают недостаточную собираемость платежей с граждан. Правительство ежегодно устанавливает лимиты повышения стоимости коммунальных услуг, которые рассчитываются в соответствии с уровнем годовой инфляции. Например, в 2021 году рост тарифов оказался в два раза ниже фактической инфляции. При этом, в некоторых регионах России оплата услуг ЖКХ остается одной из крупнейших статей расходов населения, превышая 15% от доходов. 

Чтобы повысить уровень собираемости платежей за коммунальные ресурсы, размер тарифов должен быть экономически обоснованным. По закону стоимость услуг ЖКХ складывается из затрат на материалы, электрическую энергию, амортизации основных средств, оплаты трудовых ресурсов, НДС, отчислений в фонды, покупки специального инвентаря. Плюс в тарифах заложена доходная составляющая (около 5%), которая идет на модернизацию основных фондов, а также инвестиционная составляющая, которая распределяется в соответствии с инвестиционной программой. 

Инвестпрограммы формируются на основе технического задания, разрабатываемого и утверждаемого органами местного самоуправления. В техзадании указывается перечень объектов капитального строительства, которые планируется подключить к системе ЖКХ, плановые значения показателей надежности, качества и эффективности объектов коммунального хозяйства, мероприятия по строительству, модернизации или реконструкции основных фондов, а также список работ по предотвращению аварий и снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций. Итоговый проект инвестиционной программы утверждается муниципалитетом, и поставщик коммунальных ресурсов обязан его реализовать. 

Однако на практике около 30-40% инвестпрограмм не исполняются из-за недосбора средств с граждан и различных махинаций, злоупотреблений со стороны управляющих компаний. Для решения проблемы необходимо пересмотреть структуру финансирования сферы ЖКХ, и проводить модернизацию систем не только за счет денег граждан, но и при поддержке государственных бюджетов всех уровней. Кроме того, в отдаленных населенных пунктах наблюдается серьезная нехватка специалистов в сфере жилищно-коммунальных услуг, что также негативно сказывается на качестве составления и выполнения инвестиционных программ. В качестве одного из вариантов решения кадрового вопроса в Госдуме предлагают передать эти задачи региональным органам самоуправления, так как у них больше возможностей для поиска квалифицированных специалистов.