Проблемы и перспективы арбитражного управления в РФ

1470
Время чтения - 6 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

13 117 компаний в год или почти 36 предприятий ежедневно. Такова статистика банкротств организаций по данным ЕФРСБ за прошедший год. Работники желают получить заработную плату, кредиторы вернуть деньги, налоговая – платежи и пени, но ключевым звеном системы несостоятельности был и остается – арбитражный управляющий. На его плечи ложится миллионная ответственность всех участников банкротного процесса, а от перспектив и проблем арбитражного управления в РФ зависит то, чем закончится очередная процедура.


Управляющий глазами кредитора: о негативном образе и жалобах на АУ

Ежедневно СМИ публикуют огромное количество материалов, посвященных громким наказаниям и преступлениям арбитражных управляющих. Статьи о нарушениях, хищении имущества, денег из конкурсной массы, ущемлении прав участников банкротства создают определенное впечатление о профессии и в итоге негативно отражаются на работе всех специалистов. Недоверие – проблема, не позволяющая сделать процедуру банкротства эффективной и результативной.

Недоверие государства вызывает ужесточение наказаний, повышение ответственности и непопулярные законодательные инициативы, осложняющие работу АУ. Из двух мелких нарушений складывается дисквалификация, управляющий все больше обязан и все меньше имеет возможности защититься. А недоверие участников банкротного процесса приводит к желанию вмешаться в процедуру, повлиять на банкротство и начинается с написания жалобы.

4755 – такое количество жалоб на действия АУ согласно статистике ЕФРСБ поступило в суд в прошедшем году. В результате 4,7 тысяч раз управляющие отвлекались от основных обязанностей и вместо оспаривания сделок и поиска имущества должника были вынуждены доказывать свою невиновность и приводить доводы в суде.

Причем большинство жалоб имеют именно такую природу, когда специалист в действительности не нарушал закон, а заявитель желал своим обращением в суд лишь повлиять на процедуру банкротства и направить ее по нужному, выгодному ему руслу. Об этом свидетельствуют и данные Единого федерального реестра сведений о банкротстве, согласно которым из массы заявлений судьи удовлетворили всего 22% (1066), остальные – лишь стремление помешать управляющему или безысходность заявителей, незнающих как защитить свои права.

Однако более чем в тысячи случаях специалисты действительно следовали вопреки банкротному законодательству и своими действиями причинили убытки должнику и кредиторам. Росреестр в прошлом году составил перечень неправомерных действий. Среди них порядок проведения торгов, несвоевременная публикация сведений, нарушение очередности удовлетворения требований и ни одного «особого» случая. К действиям вне закона, управляющих приводили обычные рабочие ситуации, которые должны быть известны АУ после обучения и повышения квалификации. Именно здесь, по мнению экспертов, и кроется следующая проблема арбитражного управления.


Понижение квалификации: проблема обучения специалистов

Главным виновником проблемы с повышением квалификации считается 11-ая статья Приказа Минэкономразвития РФ от 26 декабря 2013-го № 786 “Об утверждении Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих «Требования к организации повышения уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих».

Статья дает право СРО самостоятельно определять организации и конкретных лиц, которые будут обучать специалистов. Такое право в итоге предоставило организациям возможность злоупотребления, когда обучение свелось к покупке сертификата без действительного получения услуги. АУ вынуждены следовать правилам СРО, платить за повышение, а после, в отсутствии знаний, нарушать, причинять ущерб и быть дисквалифицированными. В 2017-ом такую меру наказания суд принял для 44 специалистов.

Согласно статистике в 2018-ом количество АУ составило 10 036 чел., но только 44% из них обеспечили поступление денежных средств кредиторам, остальные либо вообще не принимали участие в процедурах, либо проводили их безрезультатно. И если среди общего числа управляющих 44 дисквалифицированных лишь 4%, то среди тех, кто за прошедший год эффективно работал – 10% АУ. 10% дисквалифицированных – серьезная проблема арбитражного управления, которая требует пересмотра Федерального стандарта и лишение СРО монопольного права на выбор курсов повышения квалификации для АУ.

Формальное ПК мешает переходу процедуры банкротства из разряда продажи имущества на уровень восстановления работы компании. Только грамотные, хорошо обученные специалисты смогут возвращать финансовую стабильность и приблизить российскую несостоятельность к мировому уровню, где процедура – реабилитация, а не продажа собственности. И когда удастся решить проблему с повышением квалификации, на пути эффективных процедур останется лишь несовершенство банкротного законодательства.


Проблема №127-ФЗ или банкротное законодательство РФ

Более 80 правок на данный момент претерпел закон о несостоятельности. Точечные изменения после каждого спорного случая сделали первоначальный документ неузнаваемым, но все так же не идеальным. Несовершенства законодательства серьезная проблема арбитражного управления, решить которую в полной мере удастся только после глобального пересмотра правового акта и создания совершенно нового документа – банкротного кодекса.

Однако, по мнению экспертов, на его разработку может уйти не один год, а значит, дальнейшие поправки неизбежны, поскольку текущие проблемы требуют немедленного решения. Самым лучшим способом выхода из ситуации специалисты называют пересмотр главы документа при необходимости изменений ее части. Такой подход позволит приблизиться к созданию кодекса и избежать будущих проблем, но не решит один из самых волнующих вопросов – установление специального статуса АУ. Есть также предложения ввести мораторий на изменения закона о банкротстве на срок не менее чем 1 год.

 

Кто такой управляющий? Статус АУ и процедуры банкротства

Более 10 тысяч специалистов числятся арбитражными управляющими, которые возвращают деньги кредиторам, восстанавливают работу компаний, но до сих пор не знают кто они с точки зрения закона. АУ нет в перечне профессий, их нельзя причислить к адвокатам или нотариусам. Положение управляющего неизвестно, не установлено законодательно, и оттого мешает эффективному проведению процедуры банкротства.

На АУ оказывают давление, необоснованно жалуются, всячески препятствуют его работе ради получения собственной выгоды, что в итоге приводит к неудовлетворительным результатам, как для участников банкротства, так и для экономики в целом. При этом для постижения всех сложностей несостоятельности, управляющим приходится столкнуться с еще одной серьезной проблемой – получением процедур.

Должники, кредиторы, государство? Кто именно заинтересован в арбитражных управляющих? В одном из своих выступлений председатель ОРПАУ Михаил Василега отметил, что иллюзией видится необходимость АУ для кредиторов и должника. Для них специалист лишь помеха в перетягивании банкротства и дополнительная статья расходов. АУ требуются государству и именно диалог с властями способен решить проблемы специалистов и обеспечить их процедурами несостоятельности.


Грань будущего: перспективы арбитражного управления

Специальный статус, процедуры несостоятельности, банкротное законодательство и изменения правил повышения квалификации. Все это прерогатива государства, а значит, лишь эффективный диалог с ним позволит изменить ситуацию и решить накопившиеся проблемы АУ. «Общение» с властями уже сейчас налаживается путем проведения ежегодного съезда арбитражных управляющих, где консолидируется мнение профсообщества.

Профсоюз защищает интересы специалистов по банкротству. Премия года создает положительный образ АУ, повышая уровень доверия к арбитражным управляющим со стороны участников процесса и государства. Правки законодательства происходят при участии профсообщества, меняется мнение и отношение государства к сфере арбитражного управления.

Важным решением для АУ стал принятый в первом чтении 29 мая текущего года законопроект 598603-7, наделяющий арбитражных управляющих полномочиями по рассмотрению обоснованности требований кредиторов. Эксперты назвали документ первым шагом к установлению специального статуса, когда управляющий уже не просто специалист по банкротству, а неотъемлемая часть судебной системы.

Арбитражное управление в РФ в последние годы претерпеваем множество трансформаций. Эксперты, специалисты и государство понимают необходимость изменений подхода к процедурам банкротства и АУ. Несостоятельность должна перейти от реализации имущества к реабилитации компаний, а управляющие стать антикризисными менеджерами, восстанавливающими работу предприятий. Но первой ступенью глобальных перемен, несомненно, станет решение текущих проблем.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"