Теперь не закроется даже банкрот или как выходное пособие не даст ликвидировать фирму

1937
Время чтения - 8 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

В конце июня 2019 года Правительство РФ внесло в Думу проект о внесении изменений в ст.178 ТК РФ. (Проект Правительства РФ № 736450 — 7) С одной стороны этот документ гарантирует выплату пособий работникам, увольняемым при ликвидации компании, а с другой — ставит новые и неожиданные проблемы перед конкурсными управляющими и ликвидаторами. Но, обо всём по порядку.


Предыстория ситуации и Постановление Конституционного Суда

Эта история произошла еще в 2016 г. Жительница Саратова, находившаяся в отпуске по уходу за ребенком, была уволена в связи с ликвидацией фирмы, где она работала в последние годы. Согласно ч.1 ст. 178 ТК РФ гражданин, уволенный вследствие сокращения штатов или по причине ликвидации юрлица, получает выходное пособие от работодателя. Кроме того, на время поиска работы (но не более двух месяцев) за ним сохраняется и среднемесячный заработок. А в исключительных ситуациях этот заработок выплачивается и за третий месяц, если гражданин в течении 2 – х недель после ухода со старой работы обратился в службу занятости и не был ею трудоустроен.

Женщина не смогла трудоустроиться за указанный в законе период и обратилась по прежнему месту работы за деньгами. Однако к тому моменту ее работодатель был уже ликвидирован, а ИФНС внесла об этом запись в ЕГРЮЛ. Тогда бывшая работница отправила заявление в районный суд и потребовала признать запись о ликвидации недействительной, так как фирма имела долги перед сотрудником. Суд отказался удовлетворить это требование и пояснил, что на день принятия ликвидационного баланса у работодателя не было долгов, а право истца на получение выплаты возникло уже после внесения записи в ЕГРЮЛ (решение Октябрьского районного суда г. Саратова по делу №2А – 1998/2017 от 11.04.2017 г.). В итоге истец обратилась в Конституционный Суд.

КС РФ встал на сторону заявителя и признал ч.1 ст. 178 ТК РФ не соответствующей Конституции РФ, так как она не содержит механизма реализации прав человека на получение выплаты после ликвидации работодателя. Принимая Постановление, Конституционный Суд указал, что российские законы предоставляют вполне разумные сроки для закрытия юрлиц и удовлетворения требований кредиторов. В то же время, они не учитывают возможность соблюдения прав увольняемых работников на получение выплат уже после ликвидации компании. Ведь здесь всё зависит от даты увольнения. Например, человека уволили 26 июня, а 28 июня ИФНС внесла в ЕГРЮЛ запись о ликвидации фирмы. Прошел месяц, но гражданин так и не устроился на новую работу и у него возникло право на получение еще одной выплаты от работодателя. Но обращаться за ней уже некуда. Его работодатель был ликвидирован.

В итоге Конституционный Суд порекомендовал законодателю внести изменения в ст.178 ТК РФ и обеспечить право сотрудника на получение денежных средств после сокращения или увольнения путём увеличения суммы выходного пособия либо использовать другие механизмы (постановление КС РФ № 45 — П от 19.12.2018 г).


Законопроект Правительства РФ

Учитывая Постановление КС РФ, Правительство подготовило и внесло в конце июня 2019 года в Госдуму законопроект об изменении ст. 178 ТК РФ. Ныне действующая редакция этой статьи хоть и предусматривает выплаты работнику при ликвидации компании, но не называет лицо, ответственное за эти платежи. Новый текст статьи, подготовленный Правительством РФ, прямо указывает на работодателя, как на субъекта, обязанного выплатить увольняемому человеку пособие и сохранить за ним среднемесячный заработок за второй месяц после увольнения. Кроме того, он должен заплатить и за третий месяц, если гражданин в течении 14 дней после увольнения обратился в службу занятости и последняя не смогла его трудоустроить.

    Дополнительно авторы проекта уточнили порядок обращения за дополнительной выплатой. Так, гражданин вправе обратиться в бывшую компанию за денежными средствами не позднее 15 календарных дней после окончания второго (и третьего при наличии оснований) месяца, истекшего с даты увольнения. Стоит также отметить, что Правительство предоставило работодателю право не «растягивать» этот процесс и в случае ликвидации организации сразу же выплатить сотруднику выходное пособие в размере его двукратного среднемесячного заработка.

Кроме того, законопроект предусматривает такие же изменения для компаний, расположенных на Крайнем Севере и в приравненных к ним районах. В этих регионах ликвидируемый работодатель должен сохранить за человеком заработок за второй и третий месяцы. А в исключительных случаях (когда работник обращался в службу занятости и не был трудоустроен), то ещё и за 4, 5 и 6 месяцы.

Наряду с этим, проект особо подчеркивает, что работодатель производит выплаты, в полном объеме до завершения ликвидации организации.


Поправки Правительства в контексте закона о банкротстве

Скажем честно, что до выхода Постановления КС РФ и появления проекта Правительства, ст.178 ТК РФ применялась в банкротстве предприятий «постольку поскольку». Поэтому иногда происходило так, что компания банкротилась, люди увольнялись и получали выходные пособия в размере своего заработка. После этого организация мгновенно ликвидировалась. Однако бывшие сотрудники не могли сразу найти новую работу и через месяц у них возникало отложенное право на выплаты при нетрудоустройстве. Но кто их будет платить, если работодателя уже нет? Теперь на этот момент придется обращать самое пристальное внимание. И здесь возникают некоторые проблемы.

Так, применение новых норм в некоторых случаях может привести к увеличению платежей второй очереди в ходе банкротства. Ведь, как было до этого законопроекта? Работодатель увольнял человека и выплачивал ему одно выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Затем банкрот рассчитывался с кредиторами других очередей, и компания ликвидировалась. В итоге, люди, не нашедшие работу, зачастую, не могли получить пособие в размере среднемесячного заработка за второй месяц после увольнения, а те, кого не смогла трудоустроить служба занятости, лишались пособия и за третий месяц.

Теперь же все будет по — другому. Работодатель — банкрот, как и прежде, выплатит выходное пособие увольняемому. Однако, уволив сотрудника (или сотрудников), он уже не сможет так просто закрыться. Работодатель будет ждать месяц. И если сотрудник не сумеет трудоустроиться за это время, то организация выплатит ему еще одно пособие. Впрочем, для того, чтобы не тянуть время, законодатель предоставляет работодателю право выплатить увольняемому пособие сразу в двойном размере. Таким образом, государство, как бы говорит работодателю: «Хочешь быстрее закрыться и рассчитаться с кредиторами последующих очередей? Да не вопрос. Заплати увольняемому не один среднемесячный заработок, а сразу — два. Потом рассчитывайся с кредиторами других очередей и ликвидируйся. А если не желаешь платить сразу два пособия при увольнении, тогда жди ещё месяц. И если человек не найдет работу, то ты все равно выдашь ему еще одну зарплату».

В случае же банкротства предприятия (где работали и подлежат увольнению сотни или даже тысячи людей) речь может идти об огромных суммах. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и страховые взносы с этих выплат. Они ведь тоже будут уплачиваться во вторую очередь. С этой точки зрения новеллы явно ухудшают положение кредиторов последующих очередей.

Второй момент, на который стоит обратить внимание заключается в обязанности, которую закон собирается возложить на работодателя/арбитражного управляющего. Она заключается в необходимости выплатить всю задолженность по ст.178 ТК РФ до ликвидации компании.

И здесь сразу возникает вопрос. Допустим, управляющий выплатил работникам среднюю зарплату сразу за два месяца. Они уволились и пошли в службу занятости. Последняя не смогла их трудоустроить. Тогда получается, что люди имеют полное право через три месяца после увольнения потребовать еще одну выплату, но уже за третий месяц. И даже если платежи кредиторам второй очереди уже будут завершены, то новые требования бывших работников все равно будут удовлетворяться впереди требований кредиторов последующих очередей. Это также ухудшит их положение.

Или другой вариант. Банкротится компания, в которой работает много людей. Управляющий решил действовать по стандартной схеме и выплачивать деньги ежемесячно. В этом случае процесс может вообще затянуться на долгое время. Ведь не всех же увольняют в один день. Поэтому вполне возможно, что требования кредиторов второй очереди будут постепенно заявляться по мере возникновения отложенного права на получение выплаты. Понятно, если процедура идет годами, то ничего страшного в этом нет. Требования появляются и погашаются. Ну, а если фирма уволила людей, выплатила пособия и расплатилась с кредиторами всех очередей? Что дальше? А дальше управляющий, в соответствии с новой шестой частью ст. 178 ТК РФ должен сидеть и ждать пока не истечет период трудоустройства всех уволенных людей. Ведь он просто обязан расплатиться с ними до внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юрлица.

Получается, что управляющий, ко всему прочему, должен будет точно знать трудоустроился или нет тот или иной работник. По крайней мере официально. То есть ему надо получать какую — то информацию из ФСС, ИФНС и ПФР, чтобы не выплачивать деньги мошенникам. А если человек претендует на выплату за третий месяц, то управляющему будут необходимы ещё и сведения из службы занятости.


Выводы

Еще раз подчеркнем, что ст. 178 ТК РФ в ныне действующей редакции была и остается вполне рабочей нормой. При длительном банкротстве или ликвидации предприятия она исполнялась. Другой вопрос, когда банкротство было скоротечным. Люди получали деньги и уходили, а компания ликвидировалась. При этом ни у кого не возникало мысли потребовать от бывшего работодателя дополнительных выплат. Но вот нашелся человек, который остался недоволен такой ситуацией. В результате вышло Постановление КС РФ, а Правительство внесло законопроект в Госдуму. А вот, как он будет работать — покажет время. Но уже сейчас можно смело предсказать, что случаи ликвидации компаний до возникновения права на получение выплат бывших работников, в первое время после принятия закона, всё — равно будут встречаться. Например, арбитражный управляющий (или ликвидатор) не примет во внимание эту новеллу или просто забудет о ней. Он выплатит пособие уволенным, погасит долги перед другими кредиторами и закроет фирму. А через месяц, у бывших сотрудников возникнет отложенное право на еще одну выплату. А то и на две. В этой ситуации «крайним» окажется арбитражный управляющий/ликвидатор. И бывшие работники будут уже в суде предъявлять к нему все претензии.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"