«90 % компаний, которые начали задерживать оплату, в дальнейшем обанкротились». Интервью Алексея Морсина о программе «Мониторинг платежей»
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги
Руководитель направления «Мониторинг платежей» Группы «Интерфакс» Алексей Морсин рассказал в интервью новостному порталу Долг.рф об уровне дисциплинированности отечественных компаний, насколько сильно мы отстаем здесь от стран Европы и мира, об инструментах взыскания дебиторской задолженности и многом другом.
Алексей, расскажите нашим читателям, для чего создавалось направление «Мониторинг платежей»? Почему бизнесу важно следить за платёжной дисциплиной?
На мой взгляд, уровень платежной дисциплины и его динамика – это один из наиболее оперативных индикаторов «финансового здоровья» бизнеса. По зарубежным данным, 90 % компаний, которые начали задерживать оплату, в дальнейшем обанкротились. Расчеты с поставщиками происходят постоянно, их статистику можно потенциально получить за любой интересующий период – в отличие от бухгалтерской отчетности, которая (при её наличии) доступна с большим опозданием. Отчетность отражает лишь финансовую возможность клиента расплатиться по своим обязательствам, но не желание сделать это своевременно и в полном объеме. А платежная дисциплина отражает конкретные факты – компания либо платит в срок, либо нет, третьего не дано.
Используя зарубежный опыт, «Интерфакс» 8 лет назад начал развивать программу «Мониторинг платежей», в рамках которой налажен процесс обмена данными между поставщиками товаров и услуг из разных отраслей - о своевременности расчетов их клиентов – юридических лиц и предпринимателей. На базе получаемых данных в нашей системе СПАРК рассчитывается скоринговая оценка, формируется аналитика в разрезе отдельных предприятий, а также по отраслям, регионам и сегментам бизнеса. Подобные системы сбора платежной информации существуют в 50 странах мира, эта информация из них широко применяется для оценки рисков неплатежей. Данные в «Мониторинге платежей» обновляются ежемесячно, что дает возможность видеть структуру платежной дисциплины по регионам и отраслям, динамику уровня расчетов по отдельной компании, и - изучать влияние на неё различных факторов. Этот факт стимулирует бизнес платить лучше, поскольку через систему СПАРК, пользователями которой являются все значимые компании и банки в России, информация о неплатежах становится доступна широкому кругу участников рынка и влияет на уровень доверия к плательщику.
Как Вы оцениваете уровень дисциплинированности российских компаний? Насколько своевременно отечественные компании проводят расчеты с подрядчиками?
По нашим данным, наиболее низкий уровень расчетов компаний с поставщиками бы в 2-3 кварталах 2015 года, на пике кризиса. В последующем произошло некоторое восстановление. Изменения, происходящие в последние 3 года, больше напоминают «топтание на месте»: обозначилась некие сложившиеся уровни, вокруг которых происходят незначительные колебания (см. рис. 1 (табл. 3)). Данные первого полугодия 2019 г снова подтвердили эту закономерность. Прирост объема данных в программе не оказывает заметного влияния на общие показатели. Похоже, что компании оправились от шока, адаптировались, но ресурсов для повышения уровня расчетов пока нет.
Традиционно сегмент малого и среднего бизнеса (МСБ) платит хуже – он в большей степени подвержен влиянию негативных экономических факторов, а также зачастую сталкивается с «приоритизацией платежей» со стороны клиентов и заказчиков из числа крупного бизнеса, что порождает классическую «цепочку неплатежей».
Итоги ежеквартального анкетирования Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) «Состояние российской экономики и деятельность компаний» показывают, что с прошлого года как минимум треть российского бизнеса сталкивалась с неплатежами со стороны контрагентов. К слову, из списка ограничений, наиболее негативно влияющих на деятельность компаний-респондентов, ответ «неплатежи контрагентов» стабильно входит в тройку лидеров. Данные официальной статистики также пока не фиксируют устойчивого снижения общего уровня просроченной дебиторской задолженности
Кроме того, следует обратить внимание и на так называемую «приоритизацию платежей» – практику ведения бизнеса, когда клиент считает допустимым одним поставщикам платить своевременно, а другим – задерживать оплату под различными, часто надуманными, предлогами. Это явление, которое мы регулярно наблюдаем и оцифровываем. Поставщикам следует учитывать, что плохая платежная дисциплина не всегда связана с отсутствием денег.
Алексей, давайте отдельно остановимся на факторах формирования и накопления дебиторской задолженности. По каким причинам российские компании задерживают платежи?
Это комплексный вопрос. Если вкратце, я бы выделил 3 «кита», на которых базируется проблема неплатежей. Во-первых, внешние негативные факторы. Во-вторых, внутренние факторы компании-поставщика, например, недостаточный контроль за образованием дебиторской задолженности, размытая ответственность. И в-третьих, недостаток источников информации для оценки кредитных рисков.
Да, на внешние условия поставщики повлиять никак не могут, но с остальными факторами можно и нужно работать. В последние годы замечаю, что поставщики стали больше внимания уделять вопросам «дебиторки», у отделов продаж стали появляться KPI по уровню просроченной задолженности, создаются продуманные регламенты работы с задолженностью, растет спрос на качественную информацию для проверки желающих получить отсрочку и так далее.
Обобщая опыт взаимодействия с поставщиками разных отраслей, делюсь своими наблюдениями, на какие слабые места следует обратить внимание:
-
отсутствие регулярного мониторинга изменений ситуации у контрагентов;
-
отсутствие единого источника данных по ситуации с дебиторской задолженностью;
-
использование узкого круга источников информации для оценки кредитных рисков;
-
отсутствие мотивация на профилактику и сбор просроченной задолженности;
-
размытость ответственности за работу с задолженностью.
Среди источников, необходимых для эффективной работы с дебиторкой, особое место занимают данные, позволяющие оценить финансовое состояние, платежеспособность. Но оперативной финансовой информации часто не хватает, особенно в отношении МСБ,поэтому поставщики часто идут по пути создания собственных источников, известны примеры обмена «сигнальной информацией» в рамках отраслей. «Мониторинг платежей» тоже объединяет поставщиков различных отраслей.
А как компании «работают» с должниками? Какие используют инструменты для взыскания задолженности? Стоит ли ждать улучшения ситуации?
По данным нашей программы, в стране растет толерантность к просрочкам. Поставщики готовы работать с клиентами с «неидеальной» платежной дисциплиной, дольше ждут оплату от своих клиентов до обращения в суд – в 2018 году от просрочки до суда проходило примерно от 3 до 5 месяцев.
Анкетирование РСПП, о котором я уже говорил, показывает другой популярный ответ – «недостаток оборотных средств», который также стабильно входит в число лидеров. Учитывая экономическую ситуацию в стране, ожидать резкого улучшения ситуации не стоит. В связи с этим активная работа с «дебиторкой» могла бы, на мой взгляд, способствовать высвобождению денежных средств для поставщиков.
Решением также может стать и продажа долга, но для поставщика, как мне кажется, это скорее непрофильная задача, ведь нужно тратить время на поиски покупателей, вести переговоры о цене. Для потенциальных продавцов и покупателей задолженности востребованными могли бы быть сервисы, позволяющие быстро разместить информацию о задолженности, осуществляющие предварительную экспертизу или скоринговую оценку «качества» задолженности и помогающие эффективно оценивать перспективы взыскания задолженности.
В завершение нашего разговора хотелось бы узнать ситуацию в других странах. Бытует утверждение, что платёжная дисциплина зарубежных компаний выше, чем отечественных. Насколько это правда?
Нет, это далеко не всегда так. Да, по показателям своевременности расчетов с поставщиками нам ещё далеко до большинства европейских, а тем более скандинавских стран. Но Россия уже сейчас неплохо смотрится на фоне партнеров по БРИКС, части стран Юго-Восточной Азии и Восточной Европы.
Корпорация Dun & Bradstreet, которая является крупнейшим агрегатором данных по платежной дисциплине в мире, проводит ежегодное исследование уровня платежной дисциплины во всем мире под названием «Payment Study». Его результаты показывают, что в целом по уровню расчетов мы сейчас, пожалуй, ближе всего к Китаю, Турции, Греции, Португалии, отчасти к Ирландии и Италии. В этих странах доля компаний, оплачивающих счета в срок или с просрочкой до 30 дней, в последние 3 года составляет порядка 86-89 %. Для стран «большой семерки», без учета Японии, характерна цифра примерно в 92 %. Для скандинавских стран ещё выше – около 99 %.
Таблица 1. Доля компаний, в среднем рассчитывающихся с поставщиками в срок и с просрочкой по годам
|
2016 |
2017 |
2018 |
Без просрочки |
71,2% |
70,9% |
70,5% |
Просрочка до 30 дней |
17,0% |
17,1% |
18,4% |
Просрочка 31-60 дней |
3,2% |
3,2% |
3,0% |
Просрочка 61-90 дней |
2,5% |
2,7% |
2,3% |
Просрочка свыше 90 дней |
6,1% |
6,0% |
5,9% |
Таблица 2. Доля компаний, в среднем рассчитывающихся с поставщиками в срок и с просрочкой (состав компаний в выборке одинаковый)
|
2018 |
1 полугодие 2019 |
Без просрочки |
73,3% |
74,5% |
Просрочка до 30 дней |
18,3% |
17,9% |
Просрочка 31-60 дней |
2,9% |
2,1% |
Просрочка 61-90 дней |
1,9% |
1,6% |
Просрочка свыше 90 дней |
3,6% |
4,0% |
Таблица 3. Доля компаний, в среднем рассчитывающихся с поставщиками в срок и с просрочкой по годам
|
Без просрочки |
Просрочка до 30 дней |
Просрочка 31-60 дней |
Просрочка 61-90 дней |
Просрочка свыше 90 дней |
2018 |
|||||
Малый бизнес |
67.8% |
19.4% |
3.4% |
2.6% |
6.8% |
Средний бизнес |
72.5% |
17.2% |
2.8% |
2.0% |
5.5% |
Крупный бизнес |
73.3% |
18.5% |
2.3% |
1.8% |
4.1% |
2017 |
|||||
Малый бизнес |
64.3% |
18.0% |
4.2% |
3.8% |
9.6% |
Средний бизнес |
75.1% |
16.3% |
2.6% |
2.2% |
3.7% |
Крупный бизнес |
76.8% |
17.0% |
2.2% |
1.3% |
2.7% |
2016 |
|||||
Малый бизнес |
67.3% |
16.0% |
4.0% |
3.5% |
9.2% |
Средний бизнес |
74.1% |
17.2% |
2.9% |
1.8% |
4.0% |
Крупный бизнес |
73.8% |
19.3% |
2.0% |
1.6% |
3.3% |
Таблица 4. Доля компаний, допускающих среднюю просрочку оплаты 90 и более дней
|
2016 |
2017 |
2018 |
Россия |
6,1% |
6,0% |
5,9% |
G7 |
|||
США |
3,4% |
4,4% |
2,7% |
Германия |
0,2% |
0,6% |
0,6% |
Великобритания |
2,6% |
2,5% |
3,0% |
Канада |
2,0% |
1.8% |
1,2% |
Италия |
4,5% |
3,0% |
3,2% |
Франция |
2,9% |
3,0% |
3,4% |
БРИКС |
|||
Китай |
7,3% |
8,7% |
10,7% |
Индия |
24,6% |
8,7% |
2,7% |
Скандинавские страны |
|||
Швеция |
н/д |
0,1% |
0,1% |
Дания |
0,2% |
0,2% |
н/д |
Финляндия |
1,0% |
0,7% |
0,2% |
Европа |
3,7% |
3,7% |
3,8% |
Страны Восточной Европы |
|||
Румыния |
20,4% |
21,0% |
11,5% |
Болгария |
3,1% |
2,3% |
1,1% |
Венгрия |
н/д |
н/д |
0,5% |
Польша |
15,0% |
5,5% |
2,7% |
Чехия |
0,7% |
0,9% |
н/д |
Прочие |
|
|
|
Тайвань |
0,6% |
0,7% |
0,5% |
Тайланд |
3,1% |
1,7% |
1,5% |
Филиппины |
46,6% |
38,0% |
26,6% |
Португалия |
9,6% |
7,5% |
12,7% |
Нидерланды |
0,9% |
0,6% |
0,3% |
Турция |
5,8% |
5,8% |
8,8% |
Греция |
7,7% |
8,8% |
7,0% |
ОАЭ |
н/д |
15,2% |
10,9% |
Ирландия |
4,3% |
5,1% |
2,4% |