«90 % компаний, которые начали задерживать оплату, в дальнейшем обанкротились». Интервью Алексея Морсина о программе «Мониторинг платежей»

8 минут
«90 % компаний, которые начали задерживать оплату, в дальнейшем обанкротились». Интервью Алексея Морсина о программе «Мониторинг платежей»

Одной из главных «головных болей» для бизнеса являются просрочки платежей от контрагентов. Поставщикам нужно помнить, что несколько просроченных платежей могут свидетельствовать об ухудшении финасового положения покупателя и, возможно, его скором банкротстве.

Руководитель направления «Мониторинг платежей» Группы «Интерфакс» Алексей Морсин рассказал в интервью новостному порталу Долг.рф об уровне дисциплинированности отечественных компаний, насколько сильно мы отстаем здесь от стран Европы и мира, об инструментах взыскания дебиторской задолженности и многом другом.
 

Алексей, расскажите нашим читателям, для чего создавалось направление «Мониторинг платежей»? Почему бизнесу важно следить за платёжной дисциплиной?

На мой взгляд, уровень платежной дисциплины и его динамика – это один из наиболее оперативных индикаторов «финансового здоровья» бизнеса. По зарубежным данным, 90 % компаний, которые начали задерживать оплату, в дальнейшем обанкротились. Расчеты с поставщиками происходят постоянно, их статистику можно потенциально получить за любой интересующий период – в отличие от бухгалтерской отчетности, которая (при её наличии) доступна с большим опозданием. Отчетность отражает лишь финансовую возможность клиента расплатиться по своим обязательствам, но не желание сделать это своевременно и в полном объеме. А платежная дисциплина отражает конкретные факты – компания либо платит в срок, либо нет, третьего не дано.

Используя зарубежный опыт, «Интерфакс» 8 лет назад начал развивать программу «Мониторинг платежей», в рамках которой налажен процесс обмена данными между поставщиками товаров и услуг из разных отраслей - о своевременности расчетов их клиентов – юридических лиц и предпринимателей. На базе получаемых данных в нашей системе СПАРК рассчитывается скоринговая оценка, формируется аналитика в разрезе отдельных предприятий, а также по отраслям, регионам и сегментам бизнеса. Подобные системы сбора платежной информации существуют в 50 странах мира, эта информация из них широко применяется для оценки рисков неплатежей. Данные в «Мониторинге платежей» обновляются ежемесячно, что дает возможность видеть структуру платежной дисциплины по регионам и отраслям, динамику уровня расчетов по отдельной компании, и - изучать влияние на неё различных факторов. Этот факт стимулирует бизнес платить лучше, поскольку через систему СПАРК, пользователями которой являются все значимые компании и банки в России, информация о неплатежах становится доступна широкому кругу участников рынка и влияет на уровень доверия к плательщику.

 

Как Вы оцениваете уровень дисциплинированности российских компаний? Насколько своевременно отечественные компании проводят расчеты с подрядчиками?

По нашим данным, наиболее низкий уровень расчетов компаний с поставщиками бы в 2-3 кварталах 2015 года, на пике кризиса. В последующем произошло некоторое восстановление. Изменения, происходящие в последние 3 года, больше напоминают «топтание на месте»: обозначилась некие сложившиеся уровни, вокруг которых происходят незначительные колебания (см. рис. 1 (табл. 3)). Данные первого полугодия 2019 г снова подтвердили эту закономерность. Прирост объема данных в программе не оказывает заметного влияния на общие показатели. Похоже, что компании оправились от шока, адаптировались, но ресурсов для повышения уровня расчетов пока нет.

Традиционно сегмент малого и среднего бизнеса (МСБ) платит хуже – он в большей степени подвержен влиянию негативных экономических факторов, а также зачастую сталкивается с «приоритизацией платежей» со стороны клиентов и заказчиков из числа крупного бизнеса, что порождает классическую «цепочку неплатежей».

Итоги ежеквартального анкетирования Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) «Состояние российской экономики и деятельность компаний» показывают, что с прошлого года как минимум треть российского бизнеса сталкивалась с неплатежами со стороны контрагентов. К слову, из списка ограничений, наиболее негативно влияющих на деятельность компаний-респондентов, ответ «неплатежи контрагентов» стабильно входит в тройку лидеров. Данные официальной статистики также пока не фиксируют устойчивого снижения общего уровня просроченной дебиторской задолженности

Кроме того, следует обратить внимание и на так называемую «приоритизацию платежей» – практику ведения бизнеса, когда клиент считает допустимым одним поставщикам платить своевременно, а другим – задерживать оплату под различными, часто надуманными, предлогами. Это явление, которое мы регулярно наблюдаем и оцифровываем. Поставщикам следует учитывать, что плохая платежная дисциплина не всегда связана с отсутствием денег.

 

Алексей, давайте отдельно остановимся на факторах формирования и накопления дебиторской задолженности. По каким причинам российские компании задерживают платежи?

Это комплексный вопрос. Если вкратце, я бы выделил 3 «кита», на которых базируется проблема неплатежей. Во-первых, внешние негативные факторы. Во-вторых, внутренние факторы компании-поставщика, например, недостаточный контроль за образованием дебиторской задолженности, размытая ответственность. И в-третьих, недостаток источников информации для оценки кредитных рисков.

Да, на внешние условия поставщики повлиять никак не могут, но с остальными факторами можно и нужно работать. В последние годы замечаю, что поставщики стали больше внимания уделять вопросам «дебиторки», у отделов продаж стали появляться KPI по уровню просроченной задолженности, создаются продуманные регламенты работы с задолженностью, растет спрос на качественную информацию для проверки желающих получить отсрочку и так далее.

Обобщая опыт взаимодействия с поставщиками разных отраслей, делюсь своими наблюдениями, на какие слабые места следует обратить внимание:

  • отсутствие регулярного мониторинга изменений ситуации у контрагентов;

  • отсутствие единого источника данных по ситуации с дебиторской задолженностью;

  • использование узкого круга источников информации для оценки кредитных рисков;

  • отсутствие мотивация на профилактику и сбор просроченной задолженности;

  • размытость ответственности за работу с задолженностью.

Среди источников, необходимых для эффективной работы с дебиторкой, особое место занимают данные, позволяющие оценить финансовое состояние, платежеспособность. Но оперативной финансовой информации часто не хватает, особенно в отношении МСБ,поэтому поставщики часто идут по пути создания собственных источников, известны примеры обмена «сигнальной информацией» в рамках отраслей. «Мониторинг платежей» тоже объединяет поставщиков различных отраслей.

 

А как компании «работают» с должниками? Какие используют инструменты для взыскания задолженности? Стоит ли ждать улучшения ситуации?

По данным нашей программы, в стране растет толерантность к просрочкам. Поставщики готовы работать с клиентами с «неидеальной» платежной дисциплиной, дольше ждут оплату от своих клиентов до обращения в суд – в 2018 году от просрочки до суда проходило примерно от 3 до 5 месяцев.

Анкетирование РСПП, о котором я уже говорил, показывает другой популярный ответ – «недостаток оборотных средств», который также стабильно входит в число лидеров. Учитывая экономическую ситуацию в стране, ожидать резкого улучшения ситуации не стоит. В связи с этим активная работа с «дебиторкой» могла бы, на мой взгляд, способствовать высвобождению денежных средств для поставщиков.

Решением также может стать и продажа долга, но для поставщика, как мне кажется, это скорее непрофильная задача, ведь нужно тратить время на поиски покупателей, вести переговоры о цене. Для потенциальных продавцов и покупателей задолженности востребованными могли бы быть сервисы, позволяющие быстро разместить информацию о задолженности, осуществляющие предварительную экспертизу или скоринговую оценку «качества» задолженности и помогающие эффективно оценивать перспективы взыскания задолженности.

 

В завершение нашего разговора хотелось бы узнать ситуацию в других странах. Бытует утверждение, что платёжная дисциплина зарубежных компаний выше, чем отечественных. Насколько это правда?

Нет, это далеко не всегда так. Да, по показателям своевременности расчетов с поставщиками нам ещё далеко до большинства европейских, а тем более скандинавских стран. Но Россия уже сейчас неплохо смотрится на фоне партнеров по БРИКС, части стран Юго-Восточной Азии и Восточной Европы.

Корпорация Dun & Bradstreet, которая является крупнейшим агрегатором данных по платежной дисциплине в мире, проводит ежегодное исследование уровня платежной дисциплины во всем мире под названием «Payment Study». Его результаты показывают, что в целом по уровню расчетов мы сейчас, пожалуй, ближе всего к Китаю, Турции, Греции, Португалии, отчасти к Ирландии и Италии. В этих странах доля компаний, оплачивающих счета в срок или с просрочкой до 30 дней, в последние 3 года составляет порядка 86-89 %. Для стран «большой семерки», без учета Японии, характерна цифра примерно в 92 %. Для скандинавских стран ещё выше – около 99 %.

 Таблица 1. Доля компаний, в среднем рассчитывающихся с поставщиками в срок и с просрочкой по годам

 

2016

2017

2018

Без просрочки

71,2%

70,9%

70,5%

Просрочка до 30 дней

17,0%

17,1%

18,4%

Просрочка 31-60 дней

3,2%

3,2%

3,0%

Просрочка 61-90 дней

2,5%

2,7%

2,3%

Просрочка свыше 90 дней

6,1%

6,0%

5,9%

Таблица 2. Доля компаний, в среднем рассчитывающихся с поставщиками в срок и с просрочкой (состав компаний в выборке одинаковый)

 

2018

1 полугодие 2019

Без просрочки

73,3%

74,5%

Просрочка до 30 дней

18,3%

17,9%

Просрочка 31-60 дней

2,9%

2,1%

Просрочка 61-90 дней

1,9%

1,6%

Просрочка свыше 90 дней

3,6%

4,0%


Таблица 3. Доля компаний, в среднем рассчитывающихся с поставщиками в срок и с просрочкой по годам

Без просрочки

Просрочка до 30 дней

Просрочка 31-60 дней

Просрочка 61-90 дней

Просрочка свыше 90 дней

2018

Малый бизнес

67.8%

19.4%

3.4%

2.6%

6.8%

Средний бизнес

72.5%

17.2%

2.8%

2.0%

5.5%

Крупный бизнес

73.3%

18.5%

2.3%

1.8%

4.1%

2017

Малый бизнес

64.3%

18.0%

4.2%

3.8%

9.6%

Средний бизнес

75.1%

16.3%

2.6%

2.2%

3.7%

Крупный бизнес

76.8%

17.0%

2.2%

1.3%

2.7%

2016

Малый бизнес

67.3%

16.0%

4.0%

3.5%

9.2%

Средний бизнес

74.1%

17.2%

2.9%

1.8%

4.0%

Крупный бизнес

73.8%

19.3%

2.0%

1.6%

3.3%


Таблица 4. Доля компаний, допускающих среднюю просрочку оплаты 90 и более дней

2016

2017

2018

Россия

6,1%

6,0%

5,9%

G7

США

3,4%

4,4%

2,7%

Германия

0,2%

0,6%

0,6%

Великобритания

2,6%

2,5%

3,0%

Канада

2,0%

1.8%

1,2%

Италия

4,5%

3,0%

3,2%

Франция

2,9%

3,0%

3,4%

БРИКС

Китай

7,3%

8,7%

10,7%

Индия

24,6%

8,7%

2,7%

Скандинавские страны

Швеция

 н/д

0,1%

0,1%

Дания

0,2%

0,2%

н/д 

Финляндия

1,0%

0,7%

0,2%

Европа

3,7%

3,7%

3,8%

Страны Восточной Европы

Румыния

20,4%

21,0%

11,5%

Болгария

3,1%

2,3%

1,1%

Венгрия

н/д 

н/д 

0,5%

Польша

15,0%

5,5%

2,7%

Чехия

0,7%

0,9%

н/д 

Прочие

Тайвань

0,6%

0,7%

0,5%

Тайланд

3,1%

1,7%

1,5%

Филиппины

46,6%

38,0%

26,6%

Португалия

9,6%

7,5%

12,7%

Нидерланды

0,9%

0,6%

0,3%

Турция

5,8%

5,8%

8,8%

Греция

7,7%

8,8%

7,0%

ОАЭ

 н/д

15,2%

10,9%

Ирландия

4,3%

5,1%

2,4%

В российских реалиях название статьи можно читать просто как "90 % компаний в дальнейшем обанкротились», что свидетельствует о положении малого и среднего бизнеса без господдержки.

А вот с просрочками по оплате банкротство как раз таки, по моему мнению, связано не всегда. Просрочки допускают как малые предприятия, так и "киты". И причина здесь очень проста - зачастую это выгодно неплательщику! Если ваш контракт не содержит жестких условий по неустойке или она вообще отсутствует, единственной санкцией будут проценты по 395 ст. ГК РФ (ст. 317.1 ГК РФ не работает - обращайтесь, расскажу почему). Их размер в любом случае меньше ставки по банковским кредитам, а договорную неустойку всегда можно "срезать"! Во-вторых, часть требований по основному долгу можно "отбить" в суде - ведь на истце будет лежать бремя доказывания исполнения договора, т.е. передачи ответчику товара или оказанию услуги/выполнению работы, а иск в суде редко кто признает. Здесь также можно выгодно потянуть время, а при удачном исходе и "скостить" сумму долга. Кроме того, истец может пойти на "мировое" на выгодных для ответчика условиях, понимая перспективы судебной тяжбы и отдаленность реальных денег.

Константин Суныгин
Арбитражный управляющий, эксперт по субсидиарной ответственности
Нравится 17
Ха-ха 2
Удивительно 3
Грустно 0
Возмутительно 0
Не нравится 0



Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей раз в недельку.

Новости партнеров

Новости партнеров