«До Китая нам еще далеко»: Дмитрий Донецкий — о состоянии экономики РФ в 2020 году и прогнозах на 2021 год

1494
Время чтения - 8 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Пандемия COVID-19 буквально перевернула мировую экономику с ног на голову. Многим странам, включая Россию, пришлось пересмотреть политические стандарты. Властям пришлось теснее сотрудничать с людьми и бизнесом, чтобы избежать серьезного экономического и социального негатива. Дмитрий Донецкий, аналитик инвестиционно-финансовой компании «Солид», поделился с ДОЛГ.РФ своими оценками состояния российской экономики в 2020 году и рассказал, чего ожидать от 2021 года.

– Дмитрий, можно назвать экономику России устойчивой по итогам января-октября 2020 года? Сравнивая нашу страну с другими государствами, мы пережили пандемию коронавируса лучше или хуже?

– Я считаю, что Россия однозначно проходит кризис лучше других стран, что видно в первую очередь по динамике ВВП. Это вызвано особенностями нашего экономического уклада. В РФ гораздо ниже доля услуг в экономике, больше безостановочных производств. Добыча цветных металлов, к примеру, практически вообще не была затронута, черная металлургия справилась с кризисом, пожалуй, лучше всех в мире. Основные пострадавшие отрасли – гостинично-ресторанный бизнес, туризм, офлайн-шоппинг оказались под ударом, но в меньшей степени, чем в других странах. Поэтому в целом Россия проходит коронавирусный кризис лучше многих стран, хотя до Китая нам еще далеко.

– Как на Ваш взгляд, COVID-19 заставил государство и бизнес пересмотреть отношения друг с другом? Мы видим, что власти стали чаще прислушиваться к предпринимателям и принимать решения с учетом их пожеланий. Сохранится ли такая тенденция в будущем?

– Власть не может не опираться на бизнес, иначе под угрозой будет сама власть. В трудных условиях, которые возникли не по вине государства, а из-за природных факторов, не остается другого выхода, как сплотиться и во многих моментах идти на компромиссы. Если не предоставить людям пособия, социальные выплаты и возможность работать, то опять-таки у власти могут быть проблемы в виде недовольного населения и бизнеса. На кого в таком случае опираться?

Поэтому меры поддержки есть, в основном в достаточной степени, хотя и меньше, чем, например, в США. Но, по моему мнению, это связано с особенностями финансовой системы. Наш ЦБ вряд ли сможет прибегнуть к практике количественного смягчения или сверхнизких ставок, иначе курс доллара может оказаться уже далеко за 100 рублей, и в конечном счете мы еще больше обеднеем. Поэтому умеренно-консервативные меры, думаю, останутся, и текущая тенденция будет продолжена.

– Банк России и Министерство экономического развития РФ регулярно отчитываются перед общественностью о том, что у нас низкая инфляция, которая остается в пределах 4%. Согласны ли Вы с оценками ведомств? Насколько низкая инфляция хороша или плоха для экономики?

– Задача государства заключается в поддержании низкого уровня инфляции. 2-4-6 % – это нормальный уровень для российской экономики. Самое страшное – это дефляционная спираль, когда начинают дешеветь товары, а вслед за ними падать зарплаты. Поэтому можно сказать, что ЦБ пока справляется великолепно, если опираться на официальные статданные.

Всегда кажется, что продукты и услуги ЖКХ, к примеру, дорожают куда быстрее, чем поднимается уровень инфляции, однако, судя по отчетностям отечественных ритейлеров, мы не видим резкого роста цен. Да, возможно, на данный момент значения чуть выше, чем официальная статистика, но не нужно забывать, что за время пандемии мы стали меньше потреблять. Люди стали меньше развлекаться, меньше ходить в кино и в рестораны, меньше пользоваться бытовыми услугами, в целом стали больше экономить. Такое потребительское поведение вызывает как раз дефляционные процессы, поэтому ЦБ с легкостью снизил в этом году ключевую ставку и перешел к стимулирующей политике. Другой вопрос, что вырос курс доллара, и эффект от девальвации проявится на инфляции чуть позже, по нашим оценкам, в конце 2020 и начале 2021 года. Так что не стоит удивляться инфляции в 5-6 % через несколько месяцев.

– Даже низкая инфляция способна «съесть» доходы. Как россиянам сохранить сбережения?

– В данный момент совершенно непривлекательно выглядят рублевые вклады в банках. Уровень инфляции идет практически вровень с доходом по депозитам. А если посмотреть в долларах, то сбережения обесценились на 23 %. Однако нужно понимать, что девальвация рубля позитивна, например, для компаний экспортеров, у которых валютная выручка и рублевая расходная часть. Например, отечественные металлурги (Северсталь, НЛМК, Норникель) или золотодобытчики (Полюс, Полиметалл) сейчас имеют рекордные доходы. Активы таких компаний являются естественной защитой от девальвации и инфляции.

Для того, чтобы сберегать накопления, необходимо искать правильные инструменты на фондовом рынке. В приоритете должны быть акции экспортеров, еврооблигации, номинированные в долларах, а также ETF на них. Еще для этих целей подходят зарубежные дивидендные акции, например, телеком-гигант AT&T на текущий момент дает 7 % дивидендную доходность в долларах при довольно низком риске, а купить ценные бумаги компании можно прямо на Мосбирже через любого брокера. Сейчас инвестиционные возможности поистине безграничны.

– Министерство финансов РФ после фактической победы Джо Байдена на выборах в США проявило обеспокоенность и предложило, чтобы средства ФНБ были размещены в драгоценных металлах, а не долларах. Стоит ли и рядовым россиянам поступать аналогично, обратить внимание на вложения в золото, серебро, платину вместо долларов?

– Смена политического курса в США может привести к новому сырьевому циклу и ослаблению доллара по отношению ко всем мировым валютам. Более того, длительное нахождение экономик в фазе сверхнизких ставок в конечном счете может привести к разгону инфляции в долларах, что по итогу выльется в рост защитных активов, таких как золото и серебро. Платина на данный момент является скорее промышленным металлом, так же, как и палладий, нежели инвестиционным, поэтому выбор должен быть в первую очередь в пользу золота и серебра. Рекомендуется удерживать до 25 % золотых или серебряных активов у себя в портфеле. Для этих целей прекрасно подходят ETF на золото. Это защитит от долларовой инфляции, а также от регулярных девальваций рубля. Посмотрите на график золота в рублях, и у вас не останется вопросов, стоит ли инвестировать в золото.

– Может ли бизнес в текущих условиях также накапливать сбережения и, возможно, приумножать их? Например, недавно аудиторско-консалтинговая компания FinExpertiza заявила, что на счетах микропредприятий и ИП средств достаточно только для выплат средних 5 зарплат. Малый бизнес особенно остро нуждается в средствах. Можно ли обеспечить их прирост без дополнительных кредитов?

– В России есть примеры, когда бизнес просто держит средства на счетах и даже их приумножает. Далеко ходить не нужно – такие компании как «Сургутнефтегаз» или «Интер РАО» держат большие «финансовые подушки» у себя на балансе. Однако такая финансовая политика является большой редкостью. Бизнес должен ставить в приоритет развитие и экспансию, а значит, тратить средства именно на эти цели. Излишек денег нужно распределять на дивиденды или обратные выкупы акций, а также погашать займы. В целом достаточно просто вести оптимальную финансовую политику, которая будет безопасна и эффективна для предприятия, независимо от состояния экономики. Если малый бизнес попадает под угрозу кассового разрыва, то пока нет других инструментов, как рост долговой нагрузки или получение льготных кредитов, если это возможно.

– Что Вы ожидаете от 2021 года? Какие сферы экономики сильно изменятся после пандемии?

– В первую очередь мы ожидаем роста рынка электронной коммерции и доставки. Пандемия сильно ускорила развитие в этих сферах. Например, доля онлайн-выручки «Детского мира» уже перевалила за 20% и стремится, по заверениям менеджмента, к 40%. Компания даже построила среднесрочную стратегию в этом году, делая ставку на развитие онлайн-ритейла. Большой толчок также был у Ozon и «М.Видео-Эльдорадо» в плане онлайн-продаж. Для них пандемия пошла лишь во благо и поменяла индустрию. Другие компании, которые застряли в офлайн-бизнесе и не смогли адаптироваться, например, книжная сеть «Республика», объявили себя банкротами. От 2021 года мы ожидаем продолжения тенденций, начатых в 2020 году. Сфера туризма и ресторанно-гостиничный бизнес пока будут находиться под давлением.

– Есть ли хотя бы косвенные сигналы, что Россия пытается «перепрофилироваться», ориентируясь не только на добычу полезных ископаемых?

– Да, такие сигналы действительно есть. В России очень стремительно развиваются IT-технологии и интернет-торговля. Мы видим просто феноменальную трансформацию в сфере банкинга и брокериджа. Услуги такси, доставки и развлечений сейчас переживают масштабную трансформацию. В целом видны тенденции на создание экосистем, и Россия здесь в мировых лидерах. Да, пока экспортная составляющая у нас опирается на добычу полезных ископаемых и, по всей видимости, так и будет, но определенные позитивные сдвиги все же есть.

– Можно ли ожидать долговой кризис в 2021 году, когда не будут возвращаться кредиты, компании массово не будут платить дивиденды, в целом не будут выполняться денежные обязательства по договорам? А с учетом дефицитного бюджета России, не может ли и сама страна оказаться в крупных долгах?

– Нет, я считаю, что долговой кризис в РФ сейчас маловероятен. Наученные горьким опытом в 2008 и 2014 годах, российский бизнес и банки ведут осторожную финансовую политику. Более того, отчетность банков, которые являются «зеркалом экономики», показывает, что восстановление идет, хотя эта зима будет непростой. Государство также имеет большие запасы ресурсов в ФНБ и уже повысило налоговую нагрузку на добывающие компании, а также на сверхвысокие доходы физлиц. Поэтому запас прочности огромный.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"