Эдуард Яппаров: «Продажа долга позволит поставщику получить средства для ведения экономической деятельности здесь и сейчас»

1268
Время чтения - 7 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Рост задолженности в энергетическом секторе – тренд последнего десятилетия. Пандемия и кризис усугубили ситуацию – долги увеличились вдвое. В связи с этим все более реальной становится угроза краха энергетического сектора, который является важнейшей частью экономики страны. Как повысить платежную дисциплину оптовых и розничных потребителей и превратить долги энергетического сектора в ресурс для экономического развития ДОЛГ.РФ поговорил с директором по правовому обеспечению АО «ТЭК Мосэнерго» Эдуардом Яппаровым.

— Оптовый рынок электроэнергии считается более благополучным. Предприятия и компании, боясь отключения от сети, исправно вносят платежи. Но без долгов и здесь не обходится. Как в 2021 г. увеличилась задолженность этого сегмента потребителей?

— Общий размер задолженности на оптовом рынке электрической энергии и мощности (ОРЭМ) в январе-июле текущего года увеличился на 11,1 млрд рублей. В 2019 и 2020 гг. объем долгов на оптовом рынке электроэнергии снижался, в этом году – начал расти.

Наиболее тревожная ситуация в Северо-Кавказском федеральном округе. Он обеспечил 89% всего прироста долгов на оптовом рынке в январе-июне 2021 г. Еще 10% от общего прироста обеспечили оптовые потребители из Южного федерального округа.

Впрочем, и ранее эти округи не отличались хорошей платежной дисциплиной. Так, на Северо-Кавказский округ приходится 85% всей имеющейся сегодня задолженности за оптовые поставки ОРЭМ, а на Южный – 9%. Для сравнения: доля Центрального федерального округа в общем объеме задолженности составляет только 3,6%, а на остальные округи приходится меньше 1%.

В целом, ситуация с долгами на оптовом рынке электроэнергии относительно стабильная, поскольку здесь действует система финансовых гарантий. Если потребитель не погасит задолженность в три контрольные даты, то на следующий месяц он будет обязан предоставить банковскую гарантию, которая покроет его месячный объем потребления, иначе он потеряет доступ на оптовый рынок.

— А как обстоят дела на традиционно проблемном розничном рынке потребителей энергии?

— Здесь с платежной дисциплиной хуже: никаких банковских гарантий от розничных потребителей не требуют, все зависит только от добросовестности.

При этом надо понимать, что потребители отказываются оплачивать счета не из-за «вредности», а из-за тяжелого материального положения. По розничному рынку можно судить о «финансовом здоровье» участников экономической деятельности – домохозяйств, фермеров и сельскохозяйственных предприятий, бюджетных организаций, частных компаний.

Согласно данным Росстата, с апреля 2020 г. по март 2021 г. реальные доходы граждан падали. Ежеквартально они уменьшались на 3-3,5%. Непростая ситуация была и у бизнеса, падение оборотов которого составило до 80% из-за пандемийных ограничений. В таких условиях и юридическим, и физическим лицам тяжело поддерживать платежную дисциплину.

В итоге в первом полугодии мы снова наблюдали значительный рост долгов на розничном рынке электроэнергии. За январь-июнь общий объем задолженности увеличился на 16% – с 285,5 млрд руб. (конец 2020 г.) до 293,2 млрд руб.

— На розничном рынке можно выделить регионы-аутсайдеры?

— Лидерами по размеру задолженности являются самые густонаселенные и экономически активные федеральные округи – Центральный и Приволжский. За ними с двукратным отставанием следует Южный федеральный округ.

Однако в 2021 г. задолженность в ЦФО сократилась на 6%. Это может свидетельствовать о более благоприятной по сравнению с другими федеральными округами экономической ситуации.

Основными драйверами роста задолженности в январе-июне текущего года в рознице стали Приволжский и Северо-Кавказский округи. Их долги увеличились на 7% и 11,5% соответственно. Это может говорить о том, что экономическая ситуация в регионах этих округов продолжает оставаться сложной.

— Кого вы бы могли назвать самыми злостными неплательщиками?

— Существует заблуждение, что наибольший вклад в рост задолженности на рынке электроэнергии вносят промышленные предприятия. Раз у них самые большие объемы производства, значит и самые значительные долги. Но это не так. На них приходится 17% от общего объема задолженности: 52,3 млрд руб. из 293,2 млрд руб.

Больше всего долгов у непромышленных потребителей, к которым относятся предприятия ЖКХ, территориальные сетевые компании. Их доля в общем долге – порядка 55%, что равно 161,3 млрд руб. На долги населения приходится 23% или 67,4 млрд руб., на долги бюджетных организаций – 3%, что равно 8,8 млрд руб. Самые дисциплинированные – предприятия сельхоз отрасли. На них приходится менее 1% от общего долга. Таким образом, самой проблемной группой злостных неплательщиков являются непромышленные потребители.

— Какие еще факторы кроме материального положения экономических объектов влияют на долги в энергетическом секторе?

— На это может влиять сфера деятельности должника. Логично, что у предприятий, вынужденных приостановить работу в пандемию (общепит, кинотеатры, фитнес-клубы и проч.), платежная дисциплина стала значительно хуже, чем у тех, кто хоть как-то продолжал свою деятельность.

Также долги в энергетике растут из-за плохо организованной работы по взысканию задолженности: нет эффективных стимулов и инструментов. Причем, это проблема не только энергетического сектора, но и всей экономики в России. Коэффициент полезного действия работы судебных приставов, каждый из которых одновременно ведет более 3 тыс. исполнительных производств, составляет порядка 5%. Хуже всего взыскиваются многомиллионные и многомиллиардные корпоративные долги.

Эффективность взыскания через процедуру банкротства также падает год от года. Когда-то она составляла 7%. К 2019 году этот показатель упал до 4,4%, а в 2020 году снизился до 3,2%. Корпорациям сложно взыскивать просроченные долги из-за неэффективных и медленных процедур взыскания. На практике зачастую получается так, что к моменту наложения мер на должника всё его имущество оказывается выведенным.

В итоге долги в российской энергетике постоянно накапливаются, многие из них становятся невозвратными. Соотношение просроченной дебиторской задолженности к текущей дебиторской задолженности в энергетическом секторе существенно хуже среднеэкономических показателей по стране.

В среднем по стране доля просроченной дебиторской задолженности по отношению ко всей дебиторской задолженности составляет не более 15%. Так, на розничном рынке электроэнергии «хорошая», то есть текущая дебиторская задолженность составляет 37,3%. Исковая (то есть, просроченная и переданная в суд) — 29,7%, прочая просроченная — 27,9%, мораторная — 7,9%, реструктурированная — 1,2% и безнадежная — 1,0%.

— Какие меры могли бы повысить эффективность работы с задолженностью на рынке электроэнергии?

— Во-первых, необходимо создать стимулы для повышения платежной дисциплины. Здесь я, в первую очередь, имею в виду розничный рынок электроэнергии: неплатежи в сфере ЖКХ. Кроме частичного ограничения услуг, которое сегодня используется как метод воздействия на должников, целесообразно рассмотреть возможность тестирования предоплатной системы расчетов при оплате услуг ЖКХ. Она применяется во многих европейских странах и показала свою эффективность.

Во-вторых, нужно исключить любые возможности несанкционированного доступа к электроэнергии – самостоятельные врезки, незаконные подключения к сети, кража электричества. Подобная практика особенно распространена в южных регионах страны. Пресечь такие «вторжения» можно с помощью современных технических средств.

В-третьих, надо разработать признаки, позволяющие устанавливать правопреемственность компаниям, приходящих на смену обанкротившимся недобросовестным компаниям-должникам в сфере ЖКХ. Нередки ситуации, когда одна и та же «управляшка» банкротится, списывает долги и через неделю открывается под новым названием. И такая схема «проворачивается» неоднократно.

В-четвертых, целесообразно внедрять механизмы перехода на прямые договоры и расчеты населения с поставщиками тепла и электричества, внедрение единых расчетных центров для централизации платежей в энергетике и ряд других мер.

— А как быть с уже накопленными долгами? Как можно повысить процент их взыскания?

— Для повышения эффективности компаниям-поставщикам целесообразнее отдавать долги своих контрагентов на аутсорсинг для последующего взыскания. Процесс взыскания задолженности через суд весьма трудоемкий и требует юридических навыков, а также существенного запаса времени. У поставщиков этого всего нет.

Если поставщик вследствие неплатежей сталкивается с недостатком ликвидности и попадает в сложное экономическое положение, то помочь ему может продажа долга участникам профессионального рынка, специализирующимся на взыскании долгов. Продажа дисконтированного долга компании, занимающейся покупкой дебиторской задолженности, позволит поставщику получить средства для ведения экономической деятельности здесь и сейчас, а не ждать, пока должник расплатится по счетам (если это вообще случится). В такой парадигме долг уже не токсичный балласт, а ликвидный актив, как для его продавца, так и для покупателя, который получит прибыль за счет последующего взыскания полной суммы дебиторской задолженности.

Приведенные выше данные о задолженности говорят о том, что для компаний энергетического сектора проблема «плохой» дебиторки является более острой, чем для большинства других секторов российской экономики, а потребность в оборотных средствах — зачастую выше. Продажа долгов в энергетике профессиональным участникам долгового рынка, который сегодня активно развивается, способна снизить остроту данной проблемы, поскольку собираемость долгов профессиональными взыскателями выше. Если подобная модель продажи задолженности приживется, объем долгов в энергетическом секторе будет уменьшаться.
Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"