Если так можно делать одним, почему нельзя другим?

1373
Время чтения - 6 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

С началом специальной военной операции на Украине российская IT-отрасль столкнулась с серьезными проблемами. Зарубежные хостинги и облачные сервисы массово отключают российских пользователей, вынуждая тысячи отечественных компаний в пожарном порядке искать им замену. Учитывая, насколько глубоко на IT-решения “завязан” весь бизнес, мы посчитали интересным поговорить с Олегом Заньковым, директором по продукту Debex, о том, что происходит в IT-отрасли, что делать компаниям рынка долгов, и к чему все это в итоге приведет.

— Сейчас многие IT-компании спешно переносят данные, хранящиеся на зарубежных серверах, на локальные площадки. Как с этим у Debex?

— У нас такой проблемы не было в принципе. По закону №152 мы обязаны хранить персональные данные российских клиентов в России, поэтому мы всегда пользовались для этого российскими дата-центрами. Все данные российского Debex хранятся на Яндекс.Cloud и VK Cloud. У коллег, которые хранят данные на зарубежных площадках, есть определенные проблемы, и они больше связаны с так называемым vendor lock.

— Можешь пояснить для неспециалистов, что это такое?

— Есть две концепции создания онлайн-сервисов. Первая - все храним на собственных железных серверах, как это было принято в 90-х. Сейчас это дорого и не всегда оправданно, потому что данных с каждым годом все больше, а значит, нужно постоянно тратиться на «железо». Вторая концепция – все храним в облаке. Это удобно, но есть проблема – провайдер решает за компанию массу проблем, что и приводит к vendor lock – уйти от провайдера очень сложно. У «облаков» есть готовые решения, например, управляемая база данных, ты пользуешься ей как сервисом. В этом ключевая стратегия компании, представляющей «облако» для хранения данных, когда не нужно настраивать сервера, делать мониторинги, не нужно админов нанимать и так далее. Любой крупный провайдер «облачных» решений – это экосистема различных сервисов (облачные сервера, хранилище данных, облачная база данных, сервера очередей, облачная отправка сообщений и др.), которая очень удобна, потому что снимает с клиента кучу вопросов. Но с другой стороны – уйти от такого провайдера почти невозможно без глобальной переделки своего продукта. Таким образом, компании оказываются на крючке у провайдеров «облачных» услуг, потому что масштабная переделка требует времени и денег.

— Видимо, проблема усугубляется, когда провайдер берет и «обрубает» услуги? Когда и переносить уже нечего?

— Конечно. Но решение тем не менее есть. Мы, например, уже давно поверх облачных решений ставим контейнеризацию, которая позволяет мигрировать между облачными или железными провайдерами без каких-либо проблем. Это своего рода прослойка между облаком и продуктом, за счет которой можно спокойно развернуть продукт в любом другом месте без больших хлопот. Такую схему мы используем во всех странах, где работает наш продукт и размещаем данные в каждой стране локально.

— Сегодня бизнес очень серьезно «завязан» на облачные решения, причем не только в хранении данных. Многие из них зарубежные.

— И это подняло вторую по значимости проблему - отчуждаемость сервисов. Можно ли его использовать самостоятельно на своем сервисе? Простой пример: одна из крупнейших в мире CRM-систем, очень удобная, с возможностью доработок «под себя» (правда, все доработки остаются в «облаке», и это тоже vendor lock) на днях просто отключила российских клиентов. Множество крупных российских компаний оказались в ситуации, когда весь их бизнес, по сути, выключили. И быстро мигрировать с этой системы не получится. Таких примеров сейчас масса - это, конечно, катастрофическая ситуация.

— Не отстают и удобные для бизнеса сервисы, вроде Slack.

— Рынок бизнес-мессенджеров переформатируется на наших глазах. Ценность защищенных каналов для работы и обмена файлами только растет и будет расти. В этом контексте могу порекомендовать наши сервисы для продавцов и покупателей долга. На нашей платформе существуют realtime-чаты, и они локализованы под российскую площадку. У нас есть Общий диск для обмена файлами в неограниченном объеме, который тоже локализован в России для российских пользователей, поэтому прерываний в его работе нет и не будет. Сторонние облачные накопители сегодня работают, а что будет завтра – неизвестно.

— Насколько я понимаю, сегодня в IT-разработке много вопросов, которые требуют очень быстрых решений.

— Вопросов много, но они не глобальные. Как пример: мобильные приложения сегодня собираются из отдельных элементов, которые, как правило, берутся из библиотек. Большинство из них open source (с открытым кодом). То есть, проблем с использованием нет. Но если представить, что сами библиотеки будут заблокированы, то и обновлений не будет. Обновление – это устранение ошибок или адаптация под новые гаджеты, операционки и так далее. То есть, потенциально российские мобильные приложения могут начать отставать от конкурентов. Повторюсь, проблема эта не глобальная и решение, скорее всего, будет найдено. Но не сразу.

— Ответь на главный вопрос – подорожает ли разработка?

— Есть такая вероятность. Причем, ее нельзя перенести в другие страны, где нет запретов или ограничений. Я в первую очередь говорю о Китае или Индии. Существует различный подход к написанию кода, который связан с семантикой языка, культурными особенностями, классом программистов и много чем еще. Профессионалы сразу видят, например, индийский код. Его довольно сложно встроить в уже существующие сервисы в качестве доработки.

Думаю, что вся эта ситуация еще раз показала необходимость думать о резерве или сохранности своего IT-продукта. Нельзя класть все яйца в одну корзину. Причем, это касается не только текущей ситуации в России. Если так можно делать одним, почему нельзя другим? Кто сказал, что завтра какой-нибудь разработчик из Китая не заблокирует доступ к своему ПО для страны, которая на его взгляд, ведет себя недостойно? Или, к примеру, один из самых популярных веб-серверов российской разработки, которым пользуется почти 25% ВСЕХ сайтов в мире, не выпустит какое-то обновление для какой-нибудь страны, которое заблокирует там все сайты? IT-сервисы, которые казались чем-то незыблемым и надежным и потому являлись основой бизнеса - на самом деле, всего за несколько дней могут быть отключены и заблокированы. Даже свободное программное обеспечение, которое всегда было вне политики, уже не выглядит столь безопасным для бизнеса. Теперь это очевидно всем. Поэтому я бы советовал заново оценить риски используемых решений с учетом этих новых вводных. И это касается не только российских компаний, как я уже говорил выше.

— Можешь что-то посоветовать компаниям, работающим на рынке долгов в РФ?

— Для начала, перенести сайты и базы данных на локальные хостинги. Перенести бэк-офис на локальные CRM. Там, где нет возможности это сделать быстро - попробовать просчитать, что находится в зоне риска и начать решать эти вопросы, не дожидаясь новых блокировок. Аналогично и по партнерам - постараться оценить их ситуацию и возможности полноценно работать в сложившейся ситуации, особенно если у вас с ними товарно-денежные отношения. Чем больше сервисов у партнера физически расположено в России, тем надежнее сейчас выглядит его бизнес.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"