Глава общественной приемной по вопросам санации и банкротства Павел Пенкин: «Основная наша миссия состоит в «перезагрузке» бизнеса»

1398
Время чтения - 7 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

В начале ноября в Москве была открыта первая Общественная приемная по вопросам санации и банкротства. Этот проект реализован вместе с аппаратом столичного бизнес-омбудсмена Татьяны Минеевой. Главная цель приемной — «реабилитация» предприятий, попавших в кризисные ситуации. Деятельность специалистов приемной направлена в первую очередь на сохранение платежеспособности и работоспособности бизнеса. Об итогах первого месяца работы приемной ДОЛГ.РФ поговорил с ее руководителем — председателем комиссии по финансовой безопасности Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Павлом Пенкиным.

— Павел, расскажите сколько предпринимателей обратились в приемную по вопросам санации и банкротствам в первый месяц ее работы? С какими проблемами чаще всего обращались?

— В приёмную обратилось уже семь бизнесменов, пока по почте и по телефону. Личных обращений непосредственно «с улицы» еще не поступало, что, наверно, связано с «особыми условиями» противовирусной коммуникации в настоящее время. Среди обращений — вопросы государственных закупок и исполнения условий по ним, а также личное банкротство предпринимателей и граждан.

— Какие специалисты работают в приемной, и решением каких вопросов они занимаются?

— У нас работают разные специалисты, которые готовы предложить индивидуальные решения для каждого обратившегося. Наша основная миссия состоит в «перезагрузке» бизнеса, попавшего в кризисную ситуацию. К сожалению, нынешний механизм банкротства, действующий в РФ, не предполагает эффективных инструментов реабилитации, и мы будем исправлять эту несправедливость — помогать сохранять предпринимателям их производственные активы, рабочие места. Для этого в штате приёмной работают антикризисные менеджеры, которые обладают компетенциями юристов, арбитражных управляющих, имеют обширный практический опыт в сфере медиации и в целом оказания специализированной юридической и экономической помощи.

Кроме оздоровления предприятий приёмная также занимается вопросами непосредственно банкротства. Рассказываем и показываем, как правильно необходимо провести эту процедуру. Объясняем, что в ней нет ничего ужасного, что банкротство не ставит на предпринимателе «клеймо» неудачника на всю жизнь, а даёт ему шанс начать всё сначала. Бизнес — это синусоида, никто не застрахован от рисков, потерь и взлетов.

— Ваша целевая аудитория — это крупный бизнес или субъекты малого и среднего предпринимательства?

— Мы не ставим для себя никаких рамок. Любой бизнес — и крупные холдинги, и индивидуальные предприниматели — сталкивается с проблемами. И 2020-й год, который для всех был, мягко скажем, непростым, наглядно показал, что бизнесу требуется квалифицированная помощь. Исходя из того, что правительством РФ был введен мораторий на банкротство, помощь эта должна заключаться именно в оздоровлении предприятий и сохранении их работоспособности, а не в повальном закрытии и ликвидации. Так что мы открыты абсолютно для всех участников экономики страны.

— То есть к вам могут обратиться и предприниматели из других регионов, а не только зарегистрированные в Москве?

— Сейчас наша география распространяется в основном на ЦФО и СВАО. В ближайшем будущем мы, безусловно, планируем открывать представительства и в других городах РФ. В данный момент мы как раз занимаемся этим вопросом, потому что такая потребность, судя по количеству обращений в приемную за первый месяц, у российского бизнеса однозначно есть. А пока решается вопрос с представительствами, мы готовы прийти на помощь и обратившимся из других регионов. Ведь цель приемной — не поддержать бизнес в конкретно взятом регионе, а оказать положительное влияние на экономику и предпринимательский сектор страны в целом. Звучит несколько амбициозно, но все ресурсы для реализации этой цели у нас есть.

— Получается, что проект общественной приемной по вопросам санации и бизнеса — уникальный и аналогов в России у него нет?

— Я полагаю, что у нас в стране есть хорошие антикризисные менеджеры, профессиональные арбитражные управляющие, которые являются не только «судебными распорядителями», но и эффективными управленцами. Однако работают они не в формате общественных приемных, а в индивидуальном порядке или со своими небольшими командами.

Формат полноценной общественной приемной именно по вопросам санации и банкротства, насколько мне известно, для России пока является уникальным. На мой взгляд, он более удобен для бизнеса, который не всегда может заполучить в свой штат хорошего антикризисного менеджера. Кроме этого, глава предприятия иногда не может поставить верный «диагноз» своему детищу, попавшему в кризисную ситуацию и, соответственно, выбирает не тех специалистов для решения проблем. В общественной приемной «диагноз» ставят квалифицированные сотрудники и работают с ним точечно, что гораздо более эффективно и менее затратно для предпринимателя.

— В какой момент предприниматель становится потенциальным клиентом приемной? Когда ему уже грозит банкротство?

— До банкротства предприятие доводить, конечно, не стоит. Я рекомендую начинать заниматься «оздоровлением» при возникновении первых проблем, усугубление которых в будущем теоретически может привести к ликвидации и закрытию бизнеса. Эти первые «звоночки» гораздо легче купировать без особых моральных и материальных затрат. По мне так лучше быть излишне осмотрительным и обратиться за консультацией в приемную, нежели потом разгребать ворох проблем, теряя и прибыль, и сотрудников, и активы.

Но это, конечно, идеальный сценарий. В реальности же бизнесмены чаще всего до последнего сами стараются «вырулить», зачастую сгоряча принимая неверные решения. Это не проблема бизнеса, это проблема, как я уже говорил выше, ситуации в законодательстве о банкротстве в целом. В нем, например, не прописана обязанность диалога кредиторов с предпринимателем для поиска выхода из сложной ситуации. Хотя в зарубежных странах такая практика есть, и она показала себя эффективной. У нас же система устроена так, что если вдруг становится известно о каких-то проблемах предпринимателя, то его стразу «закидывают» банкротными исками кредиторы. Никто не разбирается, что случилось, как это можно исправить. Для меня такой подход кажется странным. Ведь по статистике в банкротных делах взыскиваются только 4-6 % долгов. Разве этот показатель не говорит кредиторам, что процедура максимально себя дискредитировала и надо искать новые пути?

— Почему решение об открытии общественной приемной принято именно сейчас? Оно связано с непростой экономической ситуацией?

— Мысль о необходимости открытия некой организации, которая занималась бы помощью бизнесу, попавшему в трудную ситуацию, у нас с коллегами была давно. Около двух лет назад мы совместно с Торгово-промышленной палатой РФ уже поднимали вопрос об открытии специализированного центра санации и банкротства. Толчком и катализатором для претворения этого проекта в жизнь стал кризис 2020 года, который выявил все слабые места экономики нашей страны. В связи с этим вопрос об актуальности перестал быть риторическим. Нашу идею поддержала уполномоченный по правам предпринимателей Москвы Татьяна Минеева. Объединившись, мы воплотили замысел в жизнь и в ноябре 2020 года общественная приемная по вопросам санации и банкротства начала свою работу.

— Вы много говорили о несовершенстве российского законодательства о банкротстве. Планируете ли, основываясь на обращениях бизнеса в приемную, предлагать какие-то поправки в закон о несостоятельности?

— Мы уже занимаемся такой работой. Наша приемная открыта на базе Ассоциации специалистов по работе с проблемными активами, которая в свою очередь, при поддержке Торгово-промышленной палаты, разработала актуальный законопроект в части санации бизнеса предприятий.

Вопрос финансового оздоровления и санации предприятий, как я уже говорил, в нашей стране не раскрыт. Это и является одним из больших пробелов в законодательстве в части несостоятельности. О необходимости проработки этого момента недавно говорил глава Министерства экономического развития РФ Максим Решетников. Он констатировал, что процедура банкротства требует перезапуска.

Мы с коллегами из ТПП своим законопроектом как раз и хотим «перезапустить» этот механизм. Наш документ в сентябре текущего года был вынесен на обсуждение широкого круга профессиональных сообществ, где получил положительные отзывы и конструктивные комментарии по доработке. В настоящее время законодательная инициатива доработана с учётом интересов всех субъектов экономики, в ближайшем будущем состоится обсуждение законопроекта совместно с профильными министерствами и ведомствами, а после — вынесение на рассмотрение в Госдуму.


Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"