Игорь Захаров: «Традиционные методы взыскания долгов в энергетике и ЖКХ все менее эффективны»
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф- В прошлом году Вы в одном из своих интервью высказали мнение, что ситуация с долгами в отрасли ЖКХ близка к критической и для ее разрешения требуются новые подходы и законодательные решения. Например, создание отраслевых Долговых центров. Изменилось ли что что-либо в этой сфере на сегодняшний день, долги по-прежнему растут?
- На данный момент сложилась сложная, если не сказать критическая, ситуация с платежной дисциплиной и объемом задолженности в энергетической отрасли и сфере ЖКХ. Причем нельзя отделять одну отрасль от другой, так как более большая часть задолженности в электроэнергетике (60%) и теплоэнергетике (более 70%) приходится на предприятия ЖКХ и население.
Из-за особенностей российского законодательства и хронического недосбора платежей предприятиями ЖКХ сейчас невозможно остановить рост объема дебиторской задолженности по всей цепочке: житель – управляющие организации – ресурсоснабжающие организации (тепло, вода) – энергетические компании – поставщики первичных энергоресурсов. Рождаясь на уровне конечных потребителей, долг начинает расти по всей цепочке, угрожая финансовым дефолтом целой отрасли.
- В чем причина такой ситуации? Весь у всех игроков этого рынка, от генерации до сбытовых и управляющих компаний, есть довольно эффективные инструменты взыскания долгов. Например, ограничение поставок.
- Если судить по динамике прироста долгов, традиционные методы взыскания задолженности (например, взыскание в судебном порядке, инициирование процедуры банкротства и т.д.) с каждым годом показывают все меньшую эффективность.
Мы работаем более чем в 30 регионах и почти нигде не встречали в компаниях, оказывающих услуги в сфере ЖКХ, действительно эффективную системы работы с задолженностью на всех этапах. Это связано с тем, что, во-первых, взыскание долгов – это непрофильная для них деятельность. Во-вторых – в силу стереотипа, что взыскание возможно только в судебном порядке. В-третьих – в силу неэффективности института принудительного взыскания задолженности. И в-четвертых, у средних и мелких компаний ЖКХ (УО, ТСЖ, РСО и т.д.) попросту нет ресурсов на организацию полноценной работы по взысканию дебиторской задолженности.
- И какой Вы видите выход из сложившейся ситуации?
- Необходимо кардинальное решение проблемы финансового оздоровления отрасли. Считаю, что это возможно, если решить следующие задачи. Первая – необходимо создать стабильную систему с максимально возможной оплатой текущих обязательств управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. В идеале сбор текущих платежей нужно довести до 100%, реально можно выйти на 97-98%.
Второе, что необходимо сделать, это организовать рыночные механизмы оборота дебиторской задолженности в сферах энергетики и ЖКХ. И третье – провести долгосрочную, на 10 лет и более, реструктуризацию накопленной задолженности.
Решить эти задачи могут помочь Долговые центры. Это специализированные организации, которые будут центрами компетенции по взысканию задолженности для всех субъектов долговой цепочки - Энергетических компаний, РСО, УО и жителей.
Эта схема подразумевает два важных условия: добросовестность всех участников цепочки и заинтересованность всех участников схемы и органов власти в решении долговой проблемы в отрасли. То есть речь идет о комплексной системе, которая не только обеспечит высокую платежную дисциплину, но и не допустит нарушения прав потребителей и рост социальной напряженности.
- В России уже есть подобный опыт?
- Да, можно привести аналогию с созданными ранее в ряде банков и в настоящее время ФНС долговыми центрами. Помимо традиционного взыскания задолженности в судебном порядке, за счет имущества, в банкротстве, будет применяться обращение взыскания на дебиторскую задолженность и другие активы. Говоря по-простому – будут «расшиваться» цепочки неплатежей.
Считаю, что эта схема вполне реалистична, так как зачастую дебиторская задолженность управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций сопоставима, а зачастую даже превышает размер их кредиторской задолженности.
- Расскажите подробнее, как это будет работать?
- Например, при взыскании задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающей при недостаточности денежных средств у управляющей компании для погашения долга будет проводиться взыскание задолженности жителей перед УК и погашение этими средствами долга перед поставщиками ресурсов.
Скорее всего, для этого потребуется разработать региональные и федеральные программы по финансовому оздоровлению отраслей энергетики и ЖКХ. Возможна отработка в качестве пилотного проекта в ряде регионов, оценка эффективности схемы и ее дальнейшее масштабирование.
Чтобы эта система заработала, необходимо решить несколько задач. Первая – определить источники финансирования. Просчитать самоокупаемость, первоначальные инвестиции (в технологию, инфраструктуру). Можно подумать и о привлечении частных инвесторов. По нашим оценкам, проектная рентабельность этого проекта составит не менее 20%.
Учредителями долговых центров могут быть как субъект федерации или муниципалитет, так, подчеркиваю, частные инвесторы. То есть они могут работать на условиях государственно-частного партнерства.
- А законодательную базу для этого тоже придется корректировать? Сейчас, насколько я знаю, государство реализует «обратную» политику. Например, уже введен запрет на продажу коммунальных долгов профессиональным взыскателям, а в скором времени, возможно, будут запрещены и агентские договора по взысканию долгов.
- Долговые центры могут работать в рамках агентской схемы в соответствии с частью 15 статьи 155 ЖК РФ. Возможно, нужно урегулировать вопрос с передачей персональных данных.
Ставка возможна ниже рынка за счет консолидации больших портфелей, получения вознаграждения по всей цепочкеот всех участников долговой цепочки и глубокой автоматизации процессов работы с задолженностью.
Также, на мой взгляд, при взыскании долгов можно применять договораы цессии, но для этого, скорее всего, потребуется внесение изменений в ст. 155 ЖК РФ.
Ну и, скорее всего, потребуется создание профильных программ с учетом специфики каждого региона, увязка долговых центров с действующими расчетными центрами. Если это единый центр, то нужно будет решить вопрос с расщеплением платежа по всем участникам цепочки. Эта схему можно настроить индивидуально в каждом регионе.
Полученная в результате деятельности прибыль субъекта или муниципалитета может пойти на субсидирование компаний ЖКХ.