Игорь Захаров: «В сфере ЖКХ вполне реально достичь уровня платежей в 97-98%»

7 минут
Поделиться новостью:
Игорь Захаров: «В сфере ЖКХ вполне реально достичь уровня платежей в 97-98%»

Несмотря на попытки государства отрегулировать взыскание долгов в сфере энергетики и ЖКХ, проблема роста неплатежей пока остается нерешенной. За 2021 долги за коммунальные услуги составили почти 1,5 трлн рублей, половина этой суммы – задолженность населения. Рост долгов фактически приводит к изъятию денег из отрасли и формирует цепочки неплатежей, ведущие к банкротству управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и других участников рынка. Как изменить эту ситуацию? Об этом в интервью Долг.рф рассказал член Комиссии по финансовой безопасности Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, генеральный директор ООО «Служба коммунальных платежей» Игорь Захаров.

— Долги за ЖКХ растут с каждым годом, пандемия и спецоперация ускорили рост. А в чем причина появления долгов за ЖКХ: недобросовестность потребителей, слишком высокие тарифы или то, что поставщики просто не умеют их взыскивать и предупреждать?

— Причин появления долгов в сфере ЖКХ несколько. Отчасти это происходит из-за низкой правовой грамотности населения: люди зачастую не воспринимают жилищно-коммунальные услуги как товар, за который надо платить так же, как, например, за продукты в магазине. Также один из важных факторов – снижающийся несколько лет реальный уровень доходов населения, когда людям приходится выбирать, на что потратить деньги – на услуги ЖКХ или на продукты.

Кстати, размер тарифов – это не главный фактор неоплаты, это, скорее, отговорка потребителей. И несомненно, важным фактором роста задолженности является неумение компаний ЖКХ системно работать по профилактике неплатежей и взысканию задолженности.

— Энергетики в качестве главной причины появления долгов в отрасли называют экономически необоснованные тарифы, т.е. искусственно заниженные. Из-за этого собираемых платежей УК и генерирующим поставщикам просто не хватает на поддержание их хозяйства и поэтому растут долги. Например, долги МУПов и ГУПов.

— По моему мнению, это не совсем так. Экономически необоснованные тарифы, конечно, одна из причин роста задолженности. В то же время есть и ряд других важных причин – долги муниципальных и государственных структур, долги неотключаемых потребителей и цепочка неплатежей, которая начинается с жителей.

Государство сделало так, что долги за ЖКХ отличаются от любых долгов тем, что их нельзя продать коллекторам и другим профессиональным взыскателям.

— Речь идет обо всех долгах или только долгах населения, как именно они сегодня защищены и какая доля населения в объеме долга?

— В правовой системе нашей страны сложилась парадоксальная ситуация, когда задолженность в сфере ЖКХ практически исключена из оборота, хотя ее правовая природа ничем не отличается от любой другой задолженности. В 2019 году в ЖК РФ внесены поправки, запрещающие уступку долгов физических лиц третьим лицам, кроме компаний-участников рынка ЖКХ (да и то с большими ограничениями). Это и есть защита населения от неправомерных начислений за ЖКУ, которые периодически происходят, и злоупотреблений со стороны взыскателей. Хотя это абсолютно надуманная проблема, по статистике ФССП за последние два года нет ни одной обоснованной жалобы на действия взыскателей при взыскании задолженности за ЖКУ.

Объем задолженности в сфере ЖКХ за 2021 составил почти 1,5 трлн руб. по данным Минстроя и ЖКХ, долги жителей составляют примерно половину этого объема. Отсутствие оборота половины объема задолженности в сфере ЖКХ приводит фактически к изъятию данных денег из сферы ЖКХ и цепочкам неплатежей. Это, в свою очередь, ведет к массовому УО, РСО и других участников рынка.

В то же время долги юридических лиц могут быть уступлены. И мы опять возвращаемся к проблеме цепочки неплатежей в ЖКХ: население – управляющая организация – РСО – Энергетическая компания – Поставщик первичных энергоресурсов (газ, уголь, мазут).

— Вы говорите, что традиционные методы взыскания в ЖКХ не работают и нужны новые инструменты. Один из них – создание Долговых центров. Расскажите, какую именно роль они должны сыграть, и почему Вы считаете, что они смогут решить проблему?

— Долговой центр – специализированная компания ЖКХ, основная цель работы которых – повышение платежной дисциплины и взыскание дебиторской задолженности в сфере ЖКХ, наполнение отрасли денежным потоком. Они должны обладать компетенциями как в сфере ЖКХ, так и в области взыскания задолженности. Роль долговых центров – «расшивка» цепочек неплатежей.

Сейчас сложилась такая ситуация, что компании ЖКХ, особенно небольшие, практически не имеют ресурсов для создания полноценной системы работы по профилактике и эффективному взысканию задолженности. Долговые центры должны решить данную проблему за счет концентрации современных технологий, компетенций по работе с задолженностью в одном месте.

— Вы в своих выступлениях неоднократно призывали к внедрению в сферу взыскания модель «выиграл-выиграл». Что это за модель и как ее использовать при взыскании долгов в ЖКХ?

— Главное в этой модели – желание сторон договориться о решении проблемы. Долговой центр будет выступать в роли медиатора в решении долговой ситуации между всеми сторонами. Например, есть управляющей организации, у которой задолженность перед поставщиком ресурсов (РМО), составляет 100 млн руб., в то же время у той же организации из-за хронического недосбора платежей накопилась дебиторка жителей в сумме 150 млн руб. Обычно РСО в таких случаях начинают процедуру банкротства управляющей организации - должника, в ходе которой в среднем получается взыскать 5-10% от суммы долга. В предлагаемой мной модели заключается трехсторонний договор, по которому долговой центр проводит мероприятия по взысканию дебиторки с жителей, и определенная часть полученных денежных средств идет на погашение задолженности УО перед РСО.

Дополнительно системная работа с должниками даст управляющим компаниям стабильный прирост текущей собираемости платежей. Таким образом, все стороны получают дополнительный финансовый поток, задолженность перед поставщиками будет снижаться. То есть все стороны остаются в выигрыше.

— В качестве обязательных условий успешности работы Долговых центров Вы называете добросовестность всех участников цепочки и заинтересованность всех участников схемы и органов власти в решении проблемы. Что Вы подразумеваете под добросовестностью и как ее добиться и разве сегодня все участники схемы не заинтересованы в ее успехе?

— В контексте данной темы под добросовестностью я понимаю реальное (фактическое) желание сторонами исполнить свои обязательства друг перед другом и соответствие слов предпринимаемым действиям. Пример приведен в предыдущем ответе, когда объем дебиторской задолженности УО больше объема ее кредиторской задолженности, но УО хочет и готово оплатить ее. К сожалению, еще бывают случаи недобросовестных участников рынка ЖКХ, когда компании создаются исключительно для вывода денежных средств жителей.

Добиться добросовестности можно путем отбора компаний, анализа деловой репутации учредителей и руководителей, а также созданием условий, когда недобросовестно действовать невыгодно или невозможно.

По поводу заинтересованности всех сторон процесса в успехе тоже порой возникают вопросы. Например, периодически кредиторы не заинтересованы в урегулировании финансового вопроса, а хотят получить определенные активы должника или наказать в назидание другим. Аналогично обстоит дело и со стороны должников, когда декларируемый на словах интерес противоречит фактическим действиям, например, по выводу активов.

— Ваша компания уже восемь лет занимаетесь взысканием долгов в сфере ЖКХ. То есть их все-таки можно продавать и взыскивать?

— Мы работаем с долгами как юридических, так и физических лиц. Долги юрлиц продавать можно, только в этом особого смыла зачастую нет, так как обычно за ними стоят долги физлиц, которые продавать запрещено. А вот взыскивать вполне можно, причем не только в судебном порядке, но и путем досудебного урегулирования. А еще важнее работать с платежами, с повышением платежной дисциплины всех участников рынка ЖКХ. Вполне реально достичь стабильного уровня сбора 97-98% в среднем по году, и есть масса примеров как у энергетических компаний, так и среди УО и РСО.