Нужен ли каждому продавцу долгов свой аукцион?

1355
Время чтения - 6 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

В конце января стало известно, что Тинькофф Банк планирует сделать то ли собственный долговой аукцион, то ли торговую площадку. И хотя банк эту информацию никак не комментирует, сама тема нам показалась интересной. Стоит ли участникам рынка инвестировать в собственные IT-ресурсы или все же лучше довериться сторонним площадкам? Есть ли плюсы у инхаус-решений? Об этом мы поговорили с Олегом Заньковым, IT-директором Debex.

— Сегодня некоторые игроки долгового рынка, изучая в том числе и ваш опыт, выражают желание делать собственные торговые площадки.

— Крупные банки, наверное, могут сделать что-то достойное, другой вопрос – зачем им непрофильные активы, требующие постоянных вложений в модернизацию? А вот для небольших игроков собственная разработка сегодня выльется в огромные затраты. За последние годы программисты стали дорогим и дефицитным товаром. Крупные экосистемы – Сбер, Яндекс, ВТБ, Тинькофф, VK – втягивают в себя как пылесос лучших специалистов с рынка. Понимая свою ценность, программисты сегодня уже не готовы «кодировать за еду». Цена разработки ежедневно растет. Я знаю, о чем говорю, поскольку 15 лет занимаюсь IT. Времена, когда даже небольшие компании могли себе позволить пусть и небольшой, но собственный штат программистов, ушли безвозвратно. По сути, мир движется к двум моделям. Первая: ноукод-решения – это конструкторы, написанные качественными дорогими разработчиками, которыми компания-пользователь закрывает сотни различных задач. Яркий пример – Битрикс 24, который недавно отчитался, что их платформой пользуется 10 миллионов компаний по всему миру. Они закрывают большой пласт потребностей компаний любого размера. Помните, еще недавно все сами делали себе интранет-порталы? Сегодня проще и дешевле использовать решения вроде Битрикс24.

Вторая модель: объединение нескольких компаний с общими «хотелками» в некий пул, по которым хорошие разработчики делают качественный продукт для общего пользования. Вот как раз во втором варианте я вижу будущее Debex.

— Вы верите в то, что компании-конкуренты могут объединяться в пулы и в складчину кодировать?

— Верю, только модель немного другая. Давайте объясню на примере Debex. В 2019 году мы поняли, что наш опыт в построении онлайн-аукционов, который мы получили в Carprice, значительно опережает существующие решения на долговом рынке. И при этом только в России есть 200-300 коллекторских агентств, которые потенциально могли бы стать клиентами нового сервиса. Несколько сотен – это не так мало. Это означает, что можно за собственные деньги сделать продукт, зарабатывая на пользе от него, то есть, на состоявшихся сделках. Уже тогда было понятно, что ни один коллектор не будет делать свой собственный аукцион. Допустим, сделает, но продукт нужно развивать. Запустить продукт – это лишь заплатить за вход в чудный мир постоянных расходов на разработку.
Мы работаем в восьми странах и видим, что процентов на 80 желания клиентов очень схожие. А вот оставшиеся 20% - это различия, которые могут стать основой улучшения сервиса в глобальном масштабе. Простой пример – испанский Debex по просьбе покупателей долгов стал мультиязычным – добавили помимо испанского еще английский, французский и так далее. Только потому, что покупатели испанских долгов часто не знают испанского. Это нас привело к мысли сделать все наши площадки мультиязычными – во многом из-за того, что покупка долгов становится трансграничным бизнесом.

— Вес пожеланий клиентов в B2B-сервисе выше, чем в B2C?

— В B2C очень много вкусовщины – одним нравится синий цвет, другим, допустим, красный. Подчас угодить всем просто невозможно. Совсем другое дело B2B – там клиентам нет никакого дела до цветов. Для них важен функционал, помогающий или мешающий в работе. Например, один из банков попросил сделать так, чтобы сотрудники сами могли публиковать портфели. Обычно портфели в системе размещают наши менеджеры, но есть клиенты, которые хотят публиковать портфели и настраивать аукционную механику самостоятельно. По просьбе клиентов в США сделали режим PokerStars – можно на одном экране делать ставки как на бирже сразу на 50-70 лотов. Важно, что обновление делается по просьбе клиента, но “накатывается” на всю систему. Таких доработок очень много, наиболее универсальные и полезные всем “накатываются” сразу на все наши площадки.

— Считаете ли вы при этом стоимость разработки?

— Прогнозы на ближайшие годы показывают дальнейшее увеличение стоимости по разным оценкам в полтора-два раза (кто-то считает и больше). Обычно у нас есть собственный план запуска новых сервисов, но иногда пожелания клиентов настолько интересные и значимые, что мы даем им максимальный приоритет. В этом случае, мы можем выпустить обновление менее чем за две недели. К примеру, в России к торгам допускаются только коллекторы из списка ФССП. А в США покупателей долга тысячи – адвокатские конторы, коллекторы, частные лица, инвестфонды и так далее. Для владельца долга в США цена лота менее важна, чем надежность покупателя, чтобы при взыскании не было злоупотреблений. Потому что в качестве ответчика в судебный процесс по каждому нарушению идут одновременно и взыскатель, и владелец долга. Поэтому нам пришлось налаживать online due diligence process - это такой умный онлайн-опросник, в котором несколько десятков пунктов. По ним происходит оценка каждого покупателя перед тем, как его допустить до торгов. Для продавцов очень важно иметь информацию о покупателе, им так спокойнее.

— В конечном счете, ваши IT-разработки финансируются из комиссии за сделку?

— Разумеется, можно назвать это более гуманным вариантом абонентской платы, когда ты берешь деньги только за успешную сделку. Делать одинаковую абонентскую плату для всех, как это обычно и принято в IT, мы посчитали неподходящим вариантом. Уменьшить комиссию или вообще ее отменить тоже неправильно – тогда нам придется зарабатывать на чем-то еще, делать платными стандартные сервисы, показывать рекламу или продавать данные, как это делают все бесплатные сервисы. И уж точно заморозить развитие. Кстати, это то, что рано или поздно происходит с инхаус-разработками компаний. Сделали несложный аукцион, потратили деньги, а на его развитие ресурсов уже нет. И бросить жалко, потому что затраты были, и развивать не получается. Чемодан без ручки. Каждый день что-то происходит: появляются новые технологии, новые языки программирования, меняются браузеры и так далее. Через какое-то время инхаус-решения начинают компанию-владельца сильно тормозить.

— Разрыв между профессиональными и самодельными IT-решениями только увеличивается?

— Именно так. Наш продукт – это наш основной бизнес, поэтому его развитие в приоритете. Нам проще привлекать к работе лучших разработчиков, потому что им не интересно писать внутренние продукты для одной компании. Хорошему разработчику нужны международные проекты - это и портфолио, и престиж, и новый опыт. А качество разработки имеет вполне осязаемые параметры - меньше ошибок, больше функционал, надежная система, высокий уровень удобства и так далее.

— Что нового будет в ближайших обновлениях Debex?

— Для продавцов долга добавим возможность подключаться от одной группы компаний, видеть работу всей группы и управлять торгами из одного интерфейса, не переключаясь между разными учетками.

В одном из ближайших релизов появится возможность добавлять лоты в избранное, которую мы делаем по просьбе крупного банка. Принцип такой: из 20 опубликованных портфелей только часть – ключевые, которым нужно уделять повышенное внимание. Их можно будет закреплять на экране, чтобы концентрировать на них внимание.

Скоро появится возможность делать ставку из email. Мы «поймали» этот сценарий в США, где покупатели не любят вбивать логин и пароль где-либо кроме почты. Приходит на почту уведомление, что появился новый портфель, и в этом письме будет кнопка «предложить цену». Нажимая кнопку, без какой-либо дополнительной авторизации делаешь ставку. Эта возможность будет доступна для всех стран и в мобильной, и в десктоп-версии.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"