Олег Заньков, Debex: Чем больше данных, тем модель лучше, а точность ее выше

6 минут
Поделиться новостью:
Олег Заньков, Debex: Чем больше данных, тем модель лучше, а точность ее выше
В этом году онлайн-аукцион Debex представил любопытный продукт Debex.Explorer - систему обогащения долговых реестров дополнительными данными по должникам, что призвано повысить качество и скорость взыскания. О цифровизации отрасли и о растущей роли данных мы поговорили с Олегом Заньковым, IT- директором Debex.

— Насколько могу судить, Debex движется от онлайн-площадки в сторону сервиса для коллекторов в самом широком смысле этого слова?


— Все так, мы этого никогда не скрывали. Сделав сервис для продажи портфелей, мы начали смотреть, какие ещё IT-сервисы могли бы быть интересны рынку. Так появился Debex Explorer, который позволяет обогащать данные о должниках дополнительной информацией. Все, кто знаком с математикой и принципами машинного обучения, хорошо знают: чем больше используется данных, тем модель лучше, а точность ее выше. Этот принцип работает в любой индустрии, коллекторский бизнес не исключение.

Конкуренция на рынке растет, выиграют, на мой взгляд, два типа агентств: те, у кого есть доступ к дешевым деньгам или те, которые способны снизить стоимость операций. То есть, способные все автоматизировать и снизить ручной труд до минимума. Идеальный процесс, как мне кажется, когда после покупки все документы автоматически загружаются в CRM коллектора, далее автоматически сегментируются: какие-то сегменты обрабатываются роботами, а по каким-то, опять же, автоматически идет просуживание. Все без участия людей. Для того, чтобы этот процесс работал так, как я рассказал выше, необходимы дополнительные данные, которых в реестрах нет — в какой суд направлять документы или, допустим, банкроты — для сегментации и перевода их на отдельный процесс. Пройдет лет пять, и на 95% процесс работы с кейсами будет автоматизирован.

— При этом, серьезно вкладываться в IT могут себе позволить только лидеры?

— С одной стороны, да. Я много лет занимаюсь IT и вижу, что каждый год программисты становятся все дороже, потому что спрос на них огромный. Иметь собственных программистов скоро станет роскошью. Хороший продукт становится все дороже и поэтому рынок движется в сторону SAAS (software as a service — программное обеспечение как услуга). И это вторая, позитивная сторона медали — решения по модели SAAS доступны всем игрокам, не только лидерам. Уже сейчас для подавляющего большинства компаний экономически невыгодно делать собственные IT-разработки, они не окупятся в течение десятка лет. Зато автоматизация ручного труда сразу же дает бизнесу ощутимый эффект. Вот поэтому мы готовы максимально аутсорсить IT-составляющую для коллекторов. Конечно там, где это возможно.

— Возвращаясь к Debex Explorer, какие данные коллектор может получить прямо сейчас?

— Уже доступны подсудность по адресу, нужный отдел судебных приставов, проверка должников на банкротство, поиск их ИНН и многое другое.

— Пользование растет?

— С февраля этого года сервисом пользуется несколько компаний. Еще на старте они сделали интеграцию со своей CRM-системой и теперь получают данные в автоматическом режиме. С начала года зафиксировано 300 тысяч запросов к api (в основном на подсудность и исполнительное производство).

— Если это не секрет, где вы берете информацию?

— Не секрет, используются открытые источники, а также партнерские сервисы. Например, информация по подсудности собирается с нескольких сотен сайтов судов России, и это все агрегируется в одно окно, к которому можно подключиться и получать данные автоматически. Все данные где-то есть, Debex просто создал удобный способ их получения — авторизуешься в сервисе и можешь в одном месте проверять различные источники.

— Можешь рассказать о вариантах использования Debex Explorer?

Есть два режима. Первый: это, когда настроена интеграция с нашим api (api – интерфейс взаимодействия и общения программ между собой), и дальше коллектор полностью в автоматическом режиме получает данные по должнику сразу после того, как он появляется в базе. То есть, данные «вытягиваются» автоматически в фоновом режиме.

Второй вариант: авторизация в web-версии (explorer.debex.ru). Коллектор загружает Excel-файл со списком должников, после система всех проверит и выдаст в ответ файл с обогащенными данными. То есть, web-версия позволяет работать по запросам. В качестве теста можно использовать демо-доступ. Тогда сервис выдаст случайные данные, но структура и полнота данных будут понятны. По индивидуальному запросу мы можем выдать проверку нескольких конкретных лиц.

— Если коллектор хочет сэкономить, он ведь может найти все эти данные в интернете самостоятельно?

— Конечно, но не думаю, что будет дешевле. Никто же не нанимает себе программистов для того, чтобы сделать собственную версию Excel или Word? Для решения задачи по сбору данных у коллектора есть несколько вариантов действий. Первый — сделать собственный сервис самостоятельно (для этого требуются IT-разработчики, которые будут его обслуживать, а также нужны люди, которые будут актуализировать данные). Второй — обратиться к одному из агрегаторов данных. Третий вариант — прийти к нам и получить сервис «под ключ» в одном месте с множеством параметров без затрат на поддержание и развитие продукта.

К слову, по одному из сервисов, собирающих данные по подсудности, работает несколько десятков человек, которые каждый день обновляют данные. Можно, конечно же, нанять себе столько же людей, которые будут заниматься только этим. Но параметров очень много, их объем будет постоянно расти. Нанимать людей под каждый из них мне кажется неразумным.

На рынке много источников информации, все они предоставляют разные результаты, у кого-то данные верны на 70%, у кого-то на 80%, у кого-то на все 98%. У кого-то есть web-интерфейс для работы, у кого-то нет, у третьих — только api. Все очень разрозненно. Для того, чтобы все объединить, нужна команда очень хороших разработчиков. Нужно ли агентству для этого тратить десятки миллионов рублей - не знаю.

— На каком этапе торгов можно обогатить данные?

— Можно обогатить только что купленный реестр и сразу целиком загрузить его на сервис. До торгов такого сделать невозможно, так как в портфеле, представленном на торгах, нет персональных данных.

— Каким ты видишь развитие этого сервиса?

— Во-первых, потенциально Debex Explorer имеет возможность предоставлять коллектору данные в нужном ему формате. Мы готовы это делать по индивидуальному запросу. Во-вторых, у нас есть в запасе более сотни источников информации, которые мы можем подключить в единое окно. Проверка действительности паспорта и нахождения в розыске, проверка на решение приостановления операций по расчетному счету, на дисквалифицированных лиц, на массовых руководителей и учредителей, проверка на самозанятого, проверка ИНН на действительность, поиск исполнительных производств в ФССП, проверка по задолженности по налогам, задолженности по исполнительным производствам, по списку террористов, поиск заложенного имущества физлица, даже поиск профилей в социальных сетях. Много возможностей, связанных с автомобилями, — проверка неоплаченных штрафов, проверки по ГИБДД и так далее. Можно реализовать все, что угодно, если коллекторы скажут, что им необходимо в работе.