Олег Заньков, Debex: “Коллекшн во всем мире находится в стадии перехода к автоматизации рутинных процессов”

2067
Время чтения - 7 минут
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги

С начала года Debex запустил десяток утилит для автоматизации коллекторской работы. Это проверки реестров по различным базам данных, автоматизация подачи заявлений, облачное подписание документов электронной подписью и многие другие. Все они объединены под общим названием Debex.Explorer и призваны улучшать экономику процесса коллекшн за счет снижения затрат и скорости обработки. Так должно быть в теории. А сегодня поговорим об их реальной эффективности с Олегом Заньковым, IT-директором Debex.

Вы в Debex называете эти утилиты «сервисами», кстати, почему? А еще их массовое появление как-то связано с текущей повесткой? Почему их массовое внедрение началось полгода назад, а не допустим в 2020 году? 

Слово “сервис” тут более уместно. Утилиты, как правило, ставятся на компьютер или смартфон, один раз заплатил и пользуйся. Наши системы облачные, устанавливать ничего не нужно. По другому формируется оплата, все обновления тоже в облаке. Зайти можно с любого компьютера, а не только со своего.

Теперь о текущей повестке. Давай начнем с того, что в коллекшн, есть хорошо понятный технологический цикл. Много рутинных операций, связанных со сбором документов, проверками должников, подачей дела в суд и так далее. Избавиться от них нельзя в принципе. Но можно автоматизировать, чтобы убрать человеческий фактор. Наши сервисы как-раз и позволяют выполнять рутинные операции быстро и без ошибок – нейросети не устают, не требуют зарплаты или выходных. Ты спросил, почему мы начали их внедрять последние полгода. Многие вещи совпали. Например, как ты помнишь в марте были сложности с проверками должников через базу ФССП. Мы быстро придумали, как их проверять напрямую через сайт. Этот сервис стал единственной работающей альтернативной и поэтому оказался востребованным. А дальше мы посмотрели, какие сервисы можно запустить, выделили под это IT-ресурсы и за несколько месяцев сделали целый ряд полезных вещей для коллекшн-индустрии.

Сколько времени в среднем занимает разработка каждого сервиса? И где берете идеи?

Зависит от сложности сценария его работы. Обычно где-то пара недель уходит на написание рабочего сценария и еще столько же – на саму разработку. У нас это получается быстрее за счет автоматизации разработки. Дело в том, что летом мы сделали платформу для программистов Nodul, которая снижает затраты на кодирование, существенно упрощая написание кода. Не буду сейчас объяснять, как это работает, читателям Долг.РФ вряд ли это интересно. Скажу лишь, что, если делать все с «нуля», то запуск каждого сервиса растянулся бы на несколько месяцев. Идеи берем с рынка. Спрашиваем в телеграм-канале и на личных встречах, какие сервисы нужны и какой процесс нужно автоматизировать.

Много уже зарабатываете на автоматизации?

Растет пользование, растут и доходы. Для меня это пока не заработок в чистом виде, а скорее формирование экосистемы из полезных коллектору инструментов. По-прежнему ядро бизнеса – это аукцион, но со временем сервисная часть выручки будет быстро расти.

Как подобные сервисы меняют сценарии работы коллекшн?  Насколько сильно они могут, например, сократить расходы?

Когда-то в телефонных компаниях были большие залы, где сидели операторы, которые вручную соединяли абонентов. Если представить тогда уровень телефонизации как сейчас, то для обслуживания, допустим, ста миллионов абонентов понадобилось бы несколько миллионов операторов. В итоге, было придумано, как автоматизировать соединения, иначе телефон никогда бы не стал массовым. Коллекшн сегодня находится в стадии перехода от большого объема ручного труда к тотальной автоматизации всей рутины. С точки зрения технологий, это уже вполне возможно, лет пять назад - еще нет. Многие коллекторы сами что-то автоматизируют, но финансировать собственную IT-разработку с каждым годом все дороже. Да и смысл пропадает, потому что конкурировать своим продуктом с профессиональными решениями «с рынка» очень сложно. Наверное, идеальный вариант, когда компания что-то делает сама, а что-то берет с рынка. Так больше свободы: можно сразу тестировать различные продукты, быстро внедрять что-то новое. Я за то, чтобы своя разработка и аутсорс дополняли друг друга.

Возможно уже есть статистика как меняется эффективность работы коллекшн, если он будет использовать все эти сервисы?

В среднем затраты сокращаются в два раза, а есть примеры, где на 90%, если сравнивать с ручной обработкой. Про скорость смысла говорить вообще нет: проверки реестров, в которых десятки тысяч записей, выполняются почти мгновенно. Можно обработать в разы больше дел с меньшим количеством людей.

У нас есть сервис, который автоматизирует подачу обращений в ГАС Правосудие. Этот сервис экономит минимум 100 рублей на каждом кейсе (почтовые расходы, бумага, работа сотрудников). Причем, можно отправлять сотни заявлений каждый час. CRM коллектора через API соединяется с нашим сервисом, где происходит авторизация через Госуслуги, электронная подпись документов и их отправка в суд. Причем, эту цепочку мы уже улучшили – теперь авторизация через Госуслуги происходит в зашифрованном виде – можно не бояться за свой аккаунт. Тут экономия, там экономия, суммарно «набегает» очень прилично.

Есть ли перспективы у подобных сервисов за рамками коллекшн-индустрии? 

Мы делали их под задачи коллекторов, но в целом нет каких-либо проблем внедрить их там, где нужно что-то просуживать или подавать заявления, или что-то проверять по базам. У компании должна быть своя CRM, которая будет формировать документы для подачи в суд. Мы обеспечим транспорт этой информации государству. Некоторыми сервисами, которые создавались вроде как для коллекторов, уже сейчас пользуются и кредиторы. Я думаю, что следующий рынок, где такой сервис будет востребован, мог бы стать сектор ЖКХ. По объему обращений в суды он не слишком отстает от коллекторов.

Что планируете внедрить в ближайшее время?

У большинства государственных IT-систем нет официальных API. Либо они есть, но очень сложны для интеграции. Мы же создаем к ним облачные коннекторы и превращаем их в удобные API-сервисы. Запросов от клиентов много. Прямо сейчас делаем сервис, который позволит подавать ходатайства и жалобы (к примеру в ФССП) через сайт Госуслуги. Оказалось, что качественная и своевременная работа с ходатайствами может в разы увеличить сборы по портфелю. Делаем сервис отправки жалоб через сайт ФССП (fssp.gov.ru). Выяснилось, что необходимо автоматизировать получение информации о ходе исполнительных производств через сайт Госуслуги - сделаем и это. Делаем также систему мониторинга статуса рассмотрения дел в мировых судах через разрозненную сеть сайтов судов - это не так просто, но сделаем. Надеемся «выкатить» все, о чем рассказал, еще в декабре.

Это лишь малая часть сервисов, которые запрашивают клиенты. Кстати, такие запросы - тоже подтверждение важности автоматизации. Клиенты понимают ее очевидные плюсы и готовы за них платить.

С учетом автоматизации процесса взыскания твой взгляд на коллекшн в перспективе 3-5 лет?

Выживут технологичные компании с наибольшим объемом данных для формирования оптимальных моделей взыскания. Звучит сложно, если проще, то все данные должны работать на конечный результат. Кто научится делать это лучше других, тот и будет лидером. Скорее всего, крупные агентства будут становиться еще больше за счет покупки региональных компаний. Но это линейный взгляд, потому что если смотреть не линейно, то в лидерах могут оказаться и компании, которые научатся работать быстрее, зарабатывать больше, иметь себестоимость ниже и так далее. В регионах есть сильные команды, которые будут расти за счет мобильности и скорости разработки. Их жизнь заставляет работать головой больше других. Если же они научатся работать с инвесторами и найдут деньги на масштабирование, то в перспективе трех лет возможно пятерка лидеров может поменяться.

Возможен ли запуск таких сервисов за рубежом? Или же они характерны больше для России?

Коллекшн во всем мире находится в стадии перехода к автоматизации рутинных процессов. Я не представляю рынка, где такие сервисы не нужны. Конечно, от страны к стране есть свои нюансы, но мы уже их хорошо знаем. Сейчас моделируем такие сервисы для Казахстана и Испании.


Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги