Олег Заньков, Debex: Цифровизация на долговом рынке дает практически мгновенный эффект

7 минут
Поделиться новостью:
Олег Заньков, Debex: Цифровизация на долговом рынке дает практически мгновенный эффект

Debex готов вывести на рынок целую обойму IT-сервисов, нацеленных на улучшение показателей взыскания. В марте компания предложила свой собственный способ проверки кейсов на исполнительное производство вместо неработающего API ФССП, что позволило многим коллекторам продолжить работу в прежнем режиме. На очереди десяток утилит, в основе которых автоматическая проверка долговых реестров через определенные базы данных или поиск полезной информации в открытых источниках. Способны ли такие решения улучшить экономику коллекторских агентств? Об этом поговорили с Олегом Заньковым, IT-директором Debex.

— Год назад ты говорил, что Debex постепенно станет экосистемой, где онлайн-аукцион будет лишь одним из сервисов.

— Идея была в выстраивании вокруг площадки различных сервисов, объединенных идеей продажи долга. Это сервисы, которые повышают удобство работы, убирают рутину, а также снижают затраты. По нашему мнению, часть сервисов могла бы быть бесплатной. Другая часть подразумевает оплату, но там экономический эффект от пользования должен быть настолько заметным и явным, чтобы клиент был готов платить. После начала СВО стало ясно, что нужно ускоряться. Сегодня долговой рынок находится не в лучшей форме. Да, его не лихорадит так, как это было в марте-апреле, но тем не менее - цены на долги снижаются два квартала подряд, а это главный маркер «сжатия» рынка. В этих условиях все, что улучшает экономику взыскания, должно быть востребованным. За три-четыре месяца мы запустили разработку десятка утилит, нацеленных на улучшение экономики покупателей и продавцов. Каждый сервис позволяет сэкономить вроде бы немного, но в масштабах всей работы компании это выливается в серьезные деньги. А иногда и в очень серьезные.

— Я помню, когда в марте сайт ФССП «прилег», вы сделали свой сервис проверки исполнительного производства.

— Да, это был первый сервис, сделанный специально для того, чтобы работа коллекторов не остановилась. Оказалось, что доступ к ФССП через API, как все привыкли, “прилег”, а вот если обращаться к сайту напрямую - все работает. Мы сделали сервис, который, по сути, быстро автоматизировал такие обращения. Все это натолкнуло на мысль поискать ситуации, которые облегчают жизнь коллекторам. Мы научились в автоматическом режиме прогонять сотни тысяч кейсов через различные базы данных, в том числе ведомственные сервисы, чтобы выискивать там полезные для коллектора сведения. Таких ситуаций очень много. Часто заемщик при получении кредита указывает неверный адрес – иногда специально, иногда это просто ошибка. Я видел портфель, в котором каждый третий адрес фейковый. Мы можем в реестре коллектора проверить все адреса и указать, какие из них некорректные. В дальнейшем это сэкономит коллектору деньги – не нужно будет отправлять туда письма, на которые не будет ответа. Да и нужного судебного решения, если адрес неверный, вынесено не будет. Стоит такая проверка 20 копеек за адрес - дешевле конверта без марки.

— Проверку по базам может сделать и сам коллектор. В чем ваша «фишка»?

— Ты прав, проверить можно и самому. Но для этого нужно нанять сотрудников, платить им зарплату, обеспечить рабочими местами, отчислять за них налоги. Экономического эффекта в этом нет никакого. Наша идея в том, чтобы при помощи IT «выдергивать» из огромных массивов данных то, что нужно коллектору. Нейросети, в отличие от людей, способны делать миллионы рутинных операций в секунду. Достаточно только подсказать, что искать.

— Ты сказал, что сервисы выстраиваются вокруг конкретных ситуаций, возникающих у коллектора.

— Именно так. Например, мы собираемся сделать сервис, который автоматически подает заявления в городской и областной суд Москвы. Работает по API в автоматическом режиме. Удобно это? Конечно, раньше письма писали люди, теперь они могут делать более важные для компании вещи. Даже уже существующие сервисы дополняются новым полезным функционалом. Мы уже говорили о сервисе проверки исполнительного производства через ФССП. Теперь там можно еще узнать и ИНН инициатора производства. Появляется возможность сразу же понять, какие исполнительные производства “свои”, а какие “чужие”. У нас есть сервис, который по ФИО и дате рождения в автоматическом режиме находит ИНН должника. Он нужен для подачи документов в суд. Этот сервис тоже появился не случайно – оказалось, что коллекторы тратят много времени на поиск ИНН вручную.

— Бывает такое, когда сценарии появляются после создания сервиса?

— Конечно. Мы сделали сервис, который проверяет, признан ли Должник банкротом или нет. Изначально планировалось, что им будут пользоваться коллекторы. Обычно статус должника проверяют через ЕФРСБ (Единый Федеральный Реестр Сведений о банкротстве - ред), но туда, по какой-то причине, информация попадает с опозданием. По моим оценкам порядка 5-10% дел в этом реестре появляются с опозданием в месяц-полтора. Мы научились проверять данные через картотеку арбитражных дел. Изначально сервис создавался для коллекторов, но оказалось, что он очень нужен банкам и МФО. Представьте, приходит потенциальный заемщик, берет автокредит, а потом выясняется, что он уже месяц как банкрот. На круг эти 5-10% «запаздывающих» дел могут вылиться в серьезные потери.

— Ты говоришь о вещах, не слишком сложных в программировании, но тем не менее очень эффективных в работе.

— Я бы не сказал, что по IT-части они простые. Все сервисы очень разные, в некоторых «зашиты» довольно сложные сценарии. Тот же поиск по картотеке арбитражных дел. Самому там что-то искать очень сложно, поскольку все данные в разных разделах, а нейросеть находит нужные строки за долю секунды. Примерно, как поиск в Google – секунда на то, что у человека ушли бы годы. Добавь к этому объемы в сотни тысяч дел и ты поймешь масштаб. Главное, что клиенту не нужно самому что-то создавать – есть уже готовые решения, которые хорошо работают, которые приносят пользу коллектору почти мгновенно. Я больше скажу - сегодня программисты настолько востребованы, что на каждого приходится несколько предложений о работе. Поверь, из них работать у коллекторов не хочет никто - коллекторские компании вне списка их приоритетов. Поэтому для коллекторов пользоваться готовыми SAAS-решениями проще и дешевле, чем делать что-то свое.

— Давай поговорим об эффективности. Что говорят клиенты?

— У нас только по проверке подсудности несколько десятков клиентов. Пользование сервисами растет очень быстро. Причина в общем проста – все считают деньги. В сервисе по поиску подсудности у нас хитрейт (объем корректных результатов – ред) более 98% в автоматическом режиме. Каждая некорректно определенная подсудность для коллектора имеет свою цену, в затратах это 200-500 рублей. Мы помогаем такие ошибки не совершать. Думаю, что уже скоро автоматические проверки данных через наши сервисы будут обычным делом для большинства коллекторов.

— Что планируете внедрить в ближайшее время?

— Будут обновления уже существующих сервисов. Расширяем функционал, повышаем точность. Например, в проверке на банкротство уже 10 полей: тип банкротства (судебное, не судебное), какой этап заседания, какая сумма и т.д. Будут и новые сервисы. Как правило, перед запуском мы проводим бесплатное тестирование, чтобы клиент не покупал “кота в мешке”.

В ближайшие несколько недель выведем на рынок несколько сервисов, о которых я рассказал, включая сервис взаимодействия с судами в электронном виде. Это позволит сэкономить коллекторам миллионы рублей на отправке бумажной корреспонденции, а также в разы ускорить все процессы.

Цифровизация на долговом рынке дает практически мгновенный эффект. Именно поэтому нам важно выявить проблемы клиентов, чтобы предложить их решения по схеме Pay-as-you-go, то есть, без больших собственных капитальных затрат для клиента и с результатом уже сейчас, а не когда-то потом. Кстати, у нас на explorer.debex.ru собраны не только уже работающие сервисы. Есть и перспективные, их можно тестировать на собственных данных бесплатно - нужно только подписать оферту и получить ключ доступа.