Сергей Гаевский: «Санация — это не благотворительность, а механизм спасения бизнеса от банкротства»

8 минут
Сергей Гаевский: «Санация — это не благотворительность, а механизм спасения бизнеса от банкротства»

Идея создания Центра санации бизнеса обсуждается на законодательном уровне уже давно. ДОЛГ.РФ ранее писал об основных механизмах работы этого Центра, а также о перспективах изменения действующего законодательства. Сергей Гаевский, управляющий партнер Адвокатского бюро «Защита» и один из авторов идеи создания института профессиональных санаторов, поделился с ДОЛГ.РФ своим видением системы финансового оздоровления предпринимательства в России и какую роль в ней должен сыграть Центр санации бизнеса.

– Сергей Владимирович, давайте еще раз кратко обозначим, что такое Центр санации бизнеса, какова цель его создания и какую миссию он готов на себя взять?

– Центр санации бизнеса предлагается создать в организационно-правовой форме публично-правовой компании, основной целью деятельности которой будет предупреждение банкротств и восстановление платежеспособности должников. Миссия Центра санации — оказание поддержки и содействия предпринимателям в сохранении и развитии бизнеса. Центр санации, при обращении к нему за помощью должника, будет проводить анализ его финансово-хозяйственной деятельности, по итогам которого будет делаться вывод о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности.

При положительном решении центр санации передает анализ финансово-хозяйственной деятельности должника и соответствующие документы в работу санатору, который разрабатывает план санации. План санации согласовывается с кредиторами должника. После разработки и согласования плана санации должник на договорной и, главное, добровольной основе передает определенную часть своей доли санатору — юридическому лицу, аккредитованному ЦСБ, который впоследствии приступает к управлению компанией и реализует план санации.

После выполнения плана санации и сохранения бизнеса должник в соответствии с ранее заключенным договором возвращает себе долю, ранее переданную санатору. Центр санации бизнеса будет являться площадкой, на которой бизнесмены смогут взаимодействовать с санаторами, банками, инвесторами, экспертными организациями, кредиторами и иными лицами в целях предупреждения своего банкротства и восстановления платёжеспособности.

– Предполагается, что основными игроками на этом рынке будут профессиональные санаторы. Расскажите, что это будут за люди и развит ли сегодня институт санаторства в России?

– К сожалению, в нашей стране институт санации и профессиональных санаторов пока не развит. Это, скорее, наше ноу-хау с поправкой на опыт стран с развитыми инструментами оздоровления бизнеса. Мы долгое время изучали этот вопрос, анализировали европейское и американское законодательство. Например, в Америке есть схожий институт, который называется Small Business Administration. Это независимое учреждение федерального правительства, созданное в 1953 году для консультации, помощи и защиты интересов предприятий малого бизнеса, для сохранения свободной конкуренции среди предпринимателей, а также для поддержания и укрепления общей экономики США. Правительство выделяет определенный процент от всех государственных контрактных долларов предприятиям малого бизнеса, удовлетворяющим определенным социально-экономическим условиям. Например, для предприятий, находящихся в неблагоприятном положении, предоставляется минимум 5 % государственных контрактных долларов. Также в рамках Federal Contracting реализуется программа AllSmallMentor-Protégé program, которая предполагает обучение малого бизнеса у опытного государственного подрядчика. Компания-протеже (protégé) в рамках программы имеет возможность получить ценную помощь в развитии бизнеса от своего наставника — ментора (mentor).

В Европе имеется проект под названием EarlyWarningEurope, запущенный в декабре 2016 года и реализуемый в форме государственно-частного партнерства. Он предоставляет консультации и поддержку компаниям, столкнувшимся с трудностями. Проект помогает компаниям избежать банкротства и его негативных последствий, в числе которых потеря рабочих мест, повышенный риск для поставщиков, а также потенциальный экономический, социальный и личный ущерб для владельцев компаний и их семей.

По аналогии с американскими и европейскими реабилитационными практиками мы хотим создать институт санаторства в России. Предварительная дефиниция санатора звучит примерно так: санатор — юридическое лицо, являющееся налоговым резидентом РФ, располагающее достаточными компетенциями, необходимыми для разработки и реализации плана санации должника, и аккредитованное при Центре санации бизнеса. Санатор должен иметь практический опыт работы, как правило, не менее пяти лет, в той отрасли, в которой работает должник, должен обладать производственными, трудовыми, финансовыми ресурсами, которые позволят ему восстановить платежеспособность должника.

– Можете привести пример?

– Конечно. Если в сложную финансовую ситуацию попала компания, работающая в сфере торговли, то санатор, который сможет принять участие в разработке и реализации плана санации, также должен иметь положительный опыт ведения бизнеса в торговой сфере и обладать вышеназванными ресурсами: производственными, трудовыми, финансовыми и т.д.

Для восстановления платежеспособности должника санатор может использовать как собственные финансовые средства, так и привлечь инвесторов. Поэтому при центре санации также должны быть аккредитованы инвесторы. По нашему мнению, инвестором может быть любая коммерческая организация, являющаяся налоговым резидентом РФ, располагающая достаточным размером денежных средств, необходимых для реализации плана санации должника, и аккредитованная при центре санации бизнеса. Уверен, инвесторам будут интересны такие вложения, поскольку деньги они будут давать не напрямую должнику, а санатору, под его личные гарантии и утвержденный план санации. Договоры о финансировании плана санации будут заключаться только с санаторами.

– На что в первую очередь будет обращать внимание Центр санации, принимая решение, работать с данным должником или нет.

– При проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности центр санации будет обращать внимание прежде всего на финансовые показатели должника — размер его долговой нагрузки, показатель обеспеченности обязательств активами, размер дебиторской задолженности и т.д. Потому что в совокупности все эти факторы будут влиять на принятие положительного или отрицательного решения.

– Каким критериям должен будет, по-Вашему, соответствовать должник, чтобы получить поддержку Центра санации, и почему санаторам должно быть интересно участвовать в санации должников?

– По нашему мнению, одним из основных критериев является неспособность компании-должника удовлетворить требования кредиторов по денежным и иным обязательствам. Также это должна быть компания, которая работает на рынке не менее трех лет или имеет в штате определенное количество сотрудников, например, 10 человек. Либо имеет в собственности недвижимое/движимое имущество определенной стоимости. То есть это должна быть реально работающая компания, чтобы избежать ситуации, когда санация будет проводиться в отношении фирмы-пустышки.

По поводу сроков, связанных с неисполнением принятых на себя обязательств, по истечении которых компания может обратиться в центр санации, вопрос пока открытый. По моему мнению, компания может обратиться в центр санации и в тот момент, когда имеются соответствующие предпосылки, что в ближайшем будущем она столкнется с финансовыми проблемами. И во избежание этих проблем компания может обратиться в центр санации за помощью. Но, еще раз повторю, вопрос критериев оценки должника и сроков, при наступлении которых он может обратиться в центр санации, в настоящее время прорабатывается.

Конечно, нужны четкие и прозрачные критерии: если должник им соответствует, то помощь оказывается, если нет – будет искать иные варианты и возможности. Вообще, я считаю, что установление критериев – важная часть санации. Это нужно, чтобы, с одной стороны, избежать злоупотреблений, а с другой — исключить человеческий фактор при принятии решения о санации. В этом случае санаторы, которые прошли аккредитацию в Центре, не смогут работать только с «избранными». Нельзя будет сказать: этому я хочу помогать, а этому нет. Если должник соответствует установленным критериям, отказаться от помощи ему по каким-то субъективным причинам будет нельзя.

Для того, чтобы санаторам было интересно участвовать в санации, необходимо разработать программу поддержки компаний-должников с указанием конкретного перечня мер поддержки. Например, если санатор реализовывает план санации должника, то на этот период компания-должник может получить определенные налоговые льготы, возможность участия в государственных закупках, санатор получает возможность льготного кредитования проектов, реализуемых в рамках плана санации. Эти преференции могут быть интересны как санаторам и инвесторам, так и должниками их кредиторам, потому что позволят вывести компанию-должника из кризиса, кредиторам вернуть свои деньги, а санаторам и инвесторам получить разумный доход.

– Вы согласны с мнением, что сейчас предприятиям и предпринимателям, у которых появились долги и кредиторы в лице ФНС или банков, только один путь — банкротство?

– К сожалению, это так. Количество дел о банкротстве юридических лиц на территории Российской Федерации планомерно увеличивается. Согласно статистическим данным за последние семь лет число юридических лиц, находящихся в процедуре банкротства, возросло на 40 %. В настоящее время банкротство коммерческих организаций в нашей стране чаще всего идет по пути ликвидации, так как случаи введения в отношении должника реабилитационных процедур — внешнего управления и финансового оздоровления — ничтожно малы. В связи с чем есть острая необходимость в решении этой проблемы. Именно для этого и предлагается создать публично-правовую компанию «Центр Санации Бизнеса».

– Не может ли санация стать легальным инструментом по отъему бизнеса?

– Ни в коем случае. Я еще раз подчеркиваю: главный принцип санации — добровольность. Владелец бизнеса сам должен взвесить все «за» и «против» и решить, хочет ли он спасать свое предприятие через реализацию института санаторства или нет. Принуждать к заключению договоров с санаторами никто не будет.

Важно прописать юридическую процедуру вхождения санатора в структуру капитала компании-должника. Здесь в качестве образца мы рассматриваем механизм сделки РЕПО. То есть должник отдает санатору свою долю в бизнесе с возможностью обратного выкупа через определенный период времени. Допустим, через три-четыре года. Когда санатор восстанавливает платежеспособность предприятия, должник вправе выкупить долю обратно за стоимость, определяемую в сделке РЕПО.

– Как представители власти и профессионального сообщества отнеслись к идее создания Центра санации бизнеса?

– Региональные власти оценили нашу инициативу положительно. Позитивную оценку также дали представители бизнес-сообщества. Для детальной проработки данной инициативы при Совете Федерации РФ создана рабочая группа. Из-за пандемии коронавируса ее деятельность была приостановлена, но мы планируем вернуться к работе уже в середине сентября. По нашему мнению, создание Центра санации бизнеса положительно скажется на экономике страны в целом, так как компании не прекратят налоговые выплаты в бюджет, будут сохранены рабочие места, снизится уровень безработицы и уровень социальной напряженности.
Нравится 59
Ха-ха 23
Удивительно 23
Грустно 10
Возмутительно 18
Не нравится 10



Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Новости партнеров