Сусана Киракосян: «СМИ и власти создали стереотип, что ЖКХ — это грязь и конфликты»

7 минут
Сусана Киракосян: «СМИ и власти создали стереотип, что ЖКХ — это грязь и конфликты»

В 2010 году в российском законодательстве появился новый инструмент – медиация, которая стала использоваться как легальная альтернатива судебным тяжбам. По мнению экспертов, медиация могла бы существенно разгрузить суды и повысить качество правосудия, если бы применялась повсеместно, особенно в жилищно-коммунальном секторе. ДОЛГ.РФ поговорил с профессиональным медиатором, членом Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Сусаной Киракосян о том, как идет развитие и внедрение этого института в ЖКХ и как он может повысить платежную дисциплину.

— Сусана Арсеновна, медиация в ЖКХ — явление для многих непонятное. Расскажите, что это такое и для чего она нужна?

— Медиация — это альтернатива судебным тяжбам, способ мирно урегулировать конфликт, найти решение, отражающее интересы всех сторон спора. Помогает в этом поиске посредник – медиатор.

Легально медиация была оформлена в 2010 году, но до сих пор здесь преобладает скепсис, который возможно будет преодолеть лишь через поколение. В советское время консультация психолога считалась чем-то очень западным и новомодным, с медиацией — аналогично.

Для экономической политики важно разрешать споры без лишнего ущерба имущественным интересам сторон, без доведения организации до неплатежеспособности. Медиация позволяет мирно решить спор, найти выгодное для сторон решение и сохранить партнерские отношения, стабильность договора. Применение медиации как альтернативы судебным тяжбам — индикатор зрелости общества в решении споров, и в этом есть ряд несомненных преимуществ.

— Каких преимуществ?

В первую очередь, медиация способна разгрузить суды и повысить качество правосудия. Суды сейчас перегружены, там всегда есть победители и побежденные, а последние иногда могут затягивать тяжбу на долгие годы.

Медиация хороша тем, что помогает найти взаимовыгодный компромисс, при этом, находит его не медиатор, а сами стороны. Он лишь выступает посредником и приводит стороны к соглашению. Медиация также позволяет оставить все конфликты за «закрытыми дверями». Здесь нет публичной огласки спора без разрешения сторон: медиация всегда конфиденциальна. Это особенно важно для предпринимателей. Все, о чем говорится или обсуждается в процессе, остается внутри этого процесса в отличие от общедоступных судебных решений.

— Возможно ли вообще примирение между сторонами в наших реалиях, учитывая, что ЖКХ одна из самых конфликтных сфер?

— Это сфера, которая сопряжена с взаимодействием с потребителем, где он юридически выступает более слабой, уязвимой стороной. Такое положение неизбежно будет приводить к конфликтам, начиная со споров о предоставлении некачественных коммунальных услуг, заканчивая соседскими войнами. Плюс много негатива идет от СМИ, органов власти, что обостряет противоречия между участниками и создает стереотипы, что ЖКХ — это грязь и зло.

Люди не верят, что специалисты ЖКХ могут выслушивать их проблемы и решать их, поэтому настрой сразу агрессивный, попытки разбираться через суд или надзорные органы. В свою очередь предприятия ЖКХ приняли на себя образ жертвы, которую используют ради политических игр и зарабатывания очков перед населением. Так и возникает напряжение.

В этих реалиях медиация может показаться чем-то невообразимым, но как раз здесь она больше всего и нужна. Медиатор не психиатр и не психолог, он не адвокат одной из сторон. Его задача - формировать условия для сотрудничества спорящих сторон и содействовать им в поиске взаимовыгодного решения. Поверьте, стороны при содействии грамотного посредника способны сами выработать приемлемое решение в споре.

— Насколько сейчас развит институт медиации в России?

В России сейчас функционирует достаточно центров медиации, есть коллегия посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ, в судах создаются комнаты примирения. Недавно нотариусов наделили возможностью удостоверять медитативные соглашения, придавая им силу исполнительного документа. Этот дополнительный элемент «принуждения» станет стимулом в развитии медиации и исполнения договоренностей. Если стороны добровольно решат не исполнять соглашение, его можно будет передать в ФССП.

— Есть ли уже прецеденты в этой сфере?

— Успешные кейсы есть, но их пока немного, потому что медиаторы зачастую применяют медиативные техники, но не оформляют результат официальным медитативным соглашением. Поскольку медиация конфиденциальна, можно говорить только о тех, что известны в судебной практике, когда стороны прибегли к помощи медиатора.

Так, медитатор помог завершить судебный спор между собственниками котельной, который длился 20 лет. Стороны не могли договориться о порядке распределения затрат на содержание котельной и производство тепловой энергии. Это был третий случай утверждения медиативного соглашения. Еще одно медитативное соглашение было утверждено судом по спору о признании права собственности на объект недвижимости. Оно стало основанием для регистрации права собственности на этот объект. Есть пример в области строительства: в 2019 году арбитраж Московской области утвердил медиативное соглашение между дольщиками и застройщиком в Подольске. В результате найденного компромисса дольщики получат свои деньги, а строительство спорного объекта будет продолжено.

— Кто чаще всего обращается за медиацией?

— Сейчас за медиацией обращаются в основном крупные предприятия, которые заинтересованы в отсутствии публичной огласки и сохранении своей репутации. Однако в ЖКХ таких немного, не «созрели» еще.

— По сути, медиация — разговор в целях достижения соглашения. Обычные переговоры преследуют ту же цель. Чем отличаются эти два инструмента?

— Переговоры ведутся от имени одной из сторон спора. Даже если задача переговорщика - договориться, то он будет стараться это сделать на выгодных для его клиента условиях. Это значит, что всегда присутствует заинтересованность, элемент субъективности. Медиация же строится на принципе беспристрастности.

Медиатор не занимает ничью сторону, не ищет виновного, не исследует доказательства и не дает оценку правомерности требований сторон, его главная задача – конструктивно управлять урегулированием конфликта, обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников. Помочь им понять, чем они могут быть друг другу полезны, в чем их общий интерес.

При этом, медиация – это не универсальный механизм. Если одна из сторон не принимает предлагаемое решение, никакого медитативного соглашения быть не может и стороны идут в суд.

— Сусана Арсеновна, как Вы считаете, способна ли медиация помочь повысить платежную дисциплину?

Это не волшебная таблетка, она не способна исправить дефекты законов и пороки судебной системы, и она не ответит на вопрос «где брать деньги». Но медитативные техники, применяемые в работе с населением, способны минимизировать количество споров о платежах и устранить некоторые причины неплатежей. Это один из способов подходить индивидуально к каждой просрочке. По сути, услышать, выслушать человека, грамотно выстраивать коммуникацию должны уметь все сотрудники ЖКХ.

У потребителя всегда есть боль (финансовые трудности, потеря работы и т.д.), которая может даже выливаться в агрессию по поводу работы служб ЖКХ. Ошибка последних — встречная агрессия, непонимание и нежелание выслушать. Смысл применения медитативных техник в том, чтобы позволить потребителю заявить о своей боли, проговорить ее и продемонстрировать готовность совместно искать выход из ситуации. Потребители будут лояльны, если получают полную информацию о происходящем, ответы на свои претензии, разъяснения на жалобы, а самое главное — ощущают заботу. Медитативные техники в данном случае могут стать неформальным способом повышения платежной дисциплины.

— Что позволит институту медиации развиваться в будущем? Что нужно изменить?

— Каждое предприятие, которое дорожит репутацией, хочет быть сильным игроком на рынке, должно развивать конкурентные преимущества. Медиация – это одно из них. Поэтому важно обучать собственных специалистов медитативным техникам, пониманию природы конфликта.

Новое поколение потребителей, которое общается с предприятиями сейчас, уже нуждается в том, чтобы его выслушивали и решали проблемы по-новому. При этом управляющие и ресурсоснабжающие организации сами могут подготовить почву для развития института, для этого нужно разъяснять потребителям, что такое медиация, для чего она нужна и как может помочь решить конфликт без суда. Об этом нужно больше писать и рассказывать людям о существовании и преимуществах медиации.


Комментировали:
Сусана Киракосян
канд. юр. наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА, профессиональный медиатор, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства
Нравится 108
Ха-ха 38
Удивительно 42
Грустно 25
Возмутительно 29
Не нравится 12



Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Новости партнеров