Что может произойти с единственным жильем банкрота?
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги
В ближайшее время ВС РФ рассмотрит спор касаемо единственного жилья гражданина-банкрота после принятия постановления КС РФ, которое разрешило судам в некоторых случаях допускать взыскание долгов за счет единственного жилья. Суть спора сводится к тому, что должник зарегистрировал дом как свое единственное жилье после инициации процедуры несостоятельности, а ранее затянул процедуру регистрации недвижимости на несколько лет.
Напомним, что запрет на взыскание единственного жилья банкрота по его долгам установлен ст. 446 ГПК РФ. Однако с 2012 года КС РФ периодично высказывался о том, что не на каждое жилье должен распространяться иммунитет на взыскание. Суд просил законодателя определить, какое жилье можно относить к роскошному, чтобы реализовывать его на торгах, а вырученные средства направлять частично на покупку более скромных дома или квартиры, а частично — на расчеты с кредиторами. Также, иммунитет на взыскание должен сниматься, если банкрот до инициации процедуры несостоятельности не имел единственного жилья, но после вложил средства в недвижимость.
В данном деле владелец компании был поручителем по кредиту своей организации и задолжал банку почти 35 млн руб., после чего была инициирована процедура банкротства. Через два дня должник зарегистрировал право собственности на дом площадью свыше 366 кв. м и земельный участок. Он попросил распространить иммунитет на взыскание в отношении упомянутого имущества, заявив его единственным жильем. При этом суды нижестоящих инстанций уже оценили действия гражданина как недобросовестные, но одновременно с этим указали, что затянувшаяся регистрация недвижимости — не вина должника, а просто сложившиеся обстоятельства. И если суды первой и апелляционной инстанций лишили земли и дома иммунитета на взыскание, то кассация осталась на стороне должника.
Единственное жилье может быть продано в трех случаях: если оно в залоге, если оно роскошно, если единственным оно стало недобросовестно, в результате сомнительного поведения банкрота, отмечает юрист юридической службы «Единый центр защиты» Самвел Меграбян. КС РФ предложил судам опираться не только на ст. 446 ГПК РФ, а изучать обстоятельства дела: когда возник долг, исполнялось ли решение суда, когда приобретены квартира или дом.
КС РФ 26 апреля 2021 года разъяснил, когда единственное жилье банкрота смогут отобрать, отмечает управляющий партнер юридической фирмы «НБ Консалтинг» Екатерина Романова. Во-первых, должно быть учтено соотношение рыночной стоимости жилого помещения с величиной долга. Продажа жилья должна в значительной степени обеспечивать погашение долга (следовательно, если сумма долга небольшая, жилье продавать не будут). Во-вторых, в случае, если будет установлено, что при приобретении единственного жилья должник злоупотреблял своими правами, то ему вообще может быть отказано в защите прав, касающихся исполнительского иммунитета, и теоретически должник может остаться вовсе без жилья. Суд может признать наличие злоупотребления в поведении должника, если он знал о наличии долга, но вместо действий по его погашению приобрел дорогостоящий объект недвижимости с целью попасть под иммунитет на взыскание.
О том, как допустили возможность выселения должника из единственного жилья — в материале ДОЛГ.РФ «Банкротов выведут из дома».