И Ленин с нами был банкротом: что правительство СССР делало с несостоятельными гражданами

Советские юристы начала ХХ века «изобретали» новый подход к конкурсному производству

6 минут
И Ленин с нами был банкротом: что правительство СССР делало с несостоятельными гражданами

В Советском Союзе средства производства принадлежали государству. Когда предприятие платило по договору контрагенту, государство просто перекладывало деньги из одного кармана в другой. Такого понятия как банкротство не было в принципе. Частное предпринимательство было разрешено только с 1921 по 1931 годы. В экономике нашей страны этот период известен как НЭП – новая экономическая политика. При НЭПе были банкроты и законодательство о банкротстве. ДОЛГ.РФ вспомнил, как советское правительство относилось к несостоятельным лицам.

Немного истории

Придя к власти в 1917 году, коммунисты отказались от царских законов. Создание собственного законодательства требовало времени. Частное предпринимательство разрешили в марте 1921 года. В новых советских законах ни слова не было о несостоятельности или банкротстве.

В 1923 году Комиссия по внутренней торговле разработала проект положения о несостоятельности. Это была компиляция банкротного законодательства Российской империи и западных экономик. Ученые-правоведы раскритиковали проект. Они считали, что конкурсное производство противоречит принципам советского права.

Проект не был принят, и банкроты остались без своего законодательства. На практике суды при рассмотрении дел применяли Устав о торговой несостоятельности 1832 года.

Понятие «несостоятельности» появилось в советском законодательстве только в 1927 году. В ноябре постановление ВЦИК и Совнаркома РСФСР вводит в ГПК главу XXXVII «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических».

Глава XXXVII ГПК Р.С.Ф.С.Р. о несостоятельности

Сразу обращает на себя внимание тот факт, что законодатель рассматривает институт несостоятельности в рамках процессуального права. В советской юриспруденции конкурсное производство считалось особым исполнительным производством.

Предприятие признавалось несостоятельным – грубого западного термина «банкрот» избегали – когда его задолженность превышала 3 тыс. руб. Если индексировать эту цифру по потребительской корзине на наши деньги получится 550 тыс. руб. Если кредитор у должника единственный, суд отказывает в рассмотрении – разбирайтесь сами.

Если суд объявляет должника несостоятельным, начинается процедура ликвидации. Управление должником переходит к «ликвидаторам», которых назначает – внимание – профильное министерство.

Советские юристы изобрели новый подход к конкурсу.

Он был «прогосударственным». Ни должник, ни кредитор не играли заметной роли в процедуре ликвидации. Законодатель считал приоритетным общехозяйственный результат, а не интересы кредиторов или должника. 

Обязанности ликвидаторов, а таких служащих могло быть несколько на крупном предприятии, не отличаются от обязанностей современного арбитражного управляющего: ведение дел должника, ведение реестра, поиск и сохранение имущества, скорейшая его реализация. Ликвидаторы также получали вознаграждение за счёт должника. Только отчитывались они не перед судом, а перед «государственным органом», который их назначил.

Очерёдность требований также схожа с настоящей. Сначала шли требования по зарплате и алиментам, затем требования госучреждений, все остальные требования – в третью очередь. Расходы на процедуру ликвидации также оплачивались вне очереди.

Отличалась схема погашения залоговым кредиторам. Суммы от продажи залога шли сначала на зарплату, затем на налоги, и только оставшаяся сумма шла кредитору.

Как и в Уставе о торговой несостоятельности 1832 года ликвидаторы разделяли требования на спорные и бесспорные. На спорные суммы создавался резерв, в который отчислялись средства «по соразмерности» с кредиторами третьей очереди. После принятия судом решения по каждому кредитору, ему выплачивались средства из резерва. Если заявитель суд проигрывал, его доля в данном резерве шла на удовлетворение остальных кредиторов третьей очереди.

Существовал институт оспаривания сделок. Основания знакомы современным юристам по банкротству: преднамеренный вред кредиторам и осведомлённость контрагента. Оспаривалось безвозмездное отчуждение имущества за год до ликвидации и сделки за месяц до старта процедуры, которые «были при их заключении убыточны для должника».

Существенным отличием от современного подхода был вывод госпредприятий из-под подозрения. Если сделки совершены с государственными учреждениями, предприятиями или кооперативными союзами, они под оспаривание не попадают.

По окончании ликвидации дело закрывает суд. Если в действиях должника нет «социально-опасных признаков», он восстанавливается в правах. Кредиторы, которые не получили полного возмещения, могут предъявить требования по завершении ликвидационной процедуры в пределах общего срока исковой давности.

В советском законодательстве кроме ликвидации была прописана ещё одна процедура – «особое управление». Это аналог современного внешнего управления.

Особое управление вводилось по предложению профильного министерства для предприятий, «сохранение которых связано с интересами государства». Претензии всех кредиторов в данной процедуре удовлетворялись. Народный Комиссариат Финансов предоставлял отсрочку по налогам, а иногда даже списывал недоимки.

Глава XXXVII ГПК посвящена предприятиям с частной собственностью. Идеологи советской несостоятельности считали, что государственные предприятия, а также кооперативы (колхозы) обладают особой социальной природой. Они требуют совершенно иного подхода в вопросе о несостоятельности, нежели частные компании.

Глава XXXVIII о госпредприятиях

В 1929 году в ГПК появляется новая глава – «О несостоятельности государственных предприятий и смешанных акционерных обществ».

Ликвидировать госпредприятие сложнее, чем частную компанию. Процедура бюрократизирована. Дела подсудны только «главным судам автономных республик, краевым и областным судам». После принятию заявления суд информирует Нарком финансов СССР, республики или области. Комитет присылает своего представителя «с правом совещательного голоса». Этот чиновник отслеживает дело до решения о ликвидации или отказа в признании несостоятельным.

Для принятия решения суд получает список кредиторов и балансовый отчёт должника. Если документы отсутствуют, суд поручает их составить «сведущим лицам».

В месячный срок профильное министерство или ведомство должно представить отзыв о деле и свои предложения. Прежде всего руководящее учреждение должно взять на себя долговые обязательства госпредприятия по согласованию с Народным комиссариатом финансов РСФСР.

Законодатель обязывает судей рассматривать дело с максимально возможной тщательностью. Так ст. 375 предлагает суду требовать «представления всякого рода материалов … от всех учреждений, предприятий и организаций, а также от частных лиц».

Государство стремится к сохранению принадлежащих ему предприятий. Именно в XXXVIII главе ГПК появляется раздел II «О мировых сделках». Предметом мировой сделки не может быть задолженность по зарплате и налогам. Реструктуризация возможна только по требованиям кредиторов третьей очереди.

Одновременно проверяется «вредительская» версия произошедшего упадка. Прокурора должна выяснить, «не было ли предприятие доведено до несостоятельности бесхозяйственными или иными преступными действиями или упущениями должностных лиц предприятия».

Если дело дошло до ликвидации, назначается комиссия из председателя и «не менее двух членов». Также назначается заместитель председателя и два заместителя членов. Как и в случае с частными предприятиями, комиссия назначается профильным госорганом. Кредиторы могут включить до двух своих представителей. Также в ликвидационную комиссию могут войти представители профсоюзов и комиссариата по финансам.

Порядок ликвидации госпредприятия такой же, как и в случае с частной компанией. Реестр, спорные и бесспорные требования, реализация имущества на торгах, расчёт с кредиторами.

Единственное отличие – руководящее процедурой госучреждение имеет право выкупить имущество предприятия.

Схема выкупа такая: имущество выставляется на торги. Определяется победитель аукциона и сумма сделки. Если чиновники согласны выкупить имущество должника за эту сумму, они его получают. Если не согласны – имущество получает победитель аукциона.

Законодательство о несостоятельности мало послужило советскому государству. В октябре 1928 года стартовала первая пятилетка. Частные компании ещё были разрешены законодательно, но на практике не приветствовались. Юридически отмена НЭПа была зафиксирована постановлением о запрете частной торговли в октябре 1931 года. Главы ГПК о несостоятельности были отменены вместе с кодексом в 1964 году, но фактически уже не действовали.

Нравится 257
Ха-ха 108
Удивительно 98
Грустно 69
Возмутительно 59
Не нравится 49




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Читайте также
Новости партнеров