Минэкономразвития представило новую редакцию законопроекта о банкротстве
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги
Минэкономразвития РФ представило профильным государственным ведомствам и профессиональному сообществу обновленную версию законопроекта о банкротстве (несостоятельности). Над этим документом ведомство работало в течение всего 2020 года и рассчитывало на его скорое принятие Госдумой. Однако в ноябре законопроект получил жесткие «рецензии» от ГПУ президента РФ и Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева, после чего был отправлен на доработку.
В заключениях ГПУ и исследовательского центра частного права упоминалось более 10 концептуальных замечаний к законопроекту. ДОЛГ.РФ ранее подробно ознакомился с документами: ГПУ отмечало, что в новом законе о банкротстве слишком радикально поступили с процедурой наблюдения, упразднив ее. Были замечания к разработанной Минэкономразвития системе оценки деятельности арбитражных управляющих. Также, ГПУ посчитало излишним наделение функциями арбитражного управляющего государственных корпорации, предложенное авторами законопроекта.
В Исследовательском центре частного права обратили внимание на отсутствие в законопроекте возможности судебного утверждения плана реструктуризации, даже если с ним не согласны кредиторы. Отмечалось, что наделение правом голоса кредиторов по текущим обязательствам, которое предложили в Минэкономразвития, будет способствовать усложнению процедуры банкротства. Существенным минусом документу исследовательский центр назвал и норму о наделении кредитных организаций правом запрашивать у ФНС информацию о нарушении должников. Эксперты центра считают данную новацию несправедливой по отношению к другим должникам.
В обеих «рецензиях» утверждается: в такой редакции законопроект не мог быть передан в Госдуму для рассмотрения. Что, судя по всему, стало некоторой неожиданностью для его авторов. После отправки документа в ГПУ и исследовательский центр, замминистра экономического развития Илья Торосов утверждал, что никаких концептуальных изменений в документ рецензенты вносить не будут, и уже в конце 2020 года он будет направлен в Госдуму. Принятие нового законопроекта о банкротстве нижней палатой парламента было запланировано на весну 2021 года.
Но достаточно объемные замечания к документу внесли коррективы, на «работу над ошибками» Минэкономразвития понадобилось более двух месяцев. Как следует из новой редакции документа (копия есть у ДОЛГ.РФ), замечание ГПУ о слишком резкой отмене процедуры наблюдения не было учтено (по крайней мере в прямой формулировке). В обновленном законопроекте, в рамках дела о несостоятельности, упоминается только три «сценария» развития событий: реструктуризация обязательств должника, введение конкурсного производства и заключение мирового соглашения.
«Законопроект направлен, в том числе, на расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц и предусматривает введение новой вариативной реабилитационной процедуры — реструктуризации долгов. Предлагается отказаться от таких процедур банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, ограничившись применением одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры банкротства», — говорится в пояснительной записке к документу.
Среди новаций документа, прошедшего двухмесячный «апгрейд», можно найти норму о возложении функций арбитражного управляющего на ВЭБ.РФ: как указано в тексте законопроекта, государственная корпорация сможет как самостоятельно выполнять полномочия корпоративного управляющего отдельных категорий должников, так и делегировать эти обязанности «созданному ею специализированному учреждению, не имеющему права заниматься предпринимательской деятельностью».
Также, вводится понятие «антикризисный управляющий», в действующем сейчас законе о банкротстве упоминается только арбитражный и конкурсный управляющие. Как уточняется в документе, антикризисный управляющий будет заниматься исключительно процедурой реструктуризации.
Доцент департамента стратегического и международного менеджмента ВШЭ Дмитрий Кнатько ранее говорил ДОЛГ.РФ о своевременности закрепления в законодательстве должности антикризисного управляющего. По мнению эксперта, антикризисные управляющие должны обладать большей гибкостью и иметь более широкую базу знаний. Бизнес и экономика страны в целом, как подчеркнул Дмитрий Кнатько, действительно нуждается в таких специалистах.
В данный момент новая редакция законопроекта о банкротстве передана для ознакомления в Торгово-промышленную палату РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, общественную организацию «Деловая Россия» и другие профессиональные сообщества. Пока они анализируют документ и составляют свои «рецензии».
Первым впечатлением от новой редакции законопроекта с ДОЛГ.РФ поделился вице-президент Ассоциации юристов и юридических компаний по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству, член Совета московской «Деловой России» Владимир Кузнецов:
Он также рассказал, что членами Ассоциации и представителями предпринимательского сообщества готовится обращение в Государственно-правовое управление при президенте РФ, в которому будут по пунктам обозначены основные проблемы нового законодательства о банкротстве.
В самом Минэкономразвития от оперативных комментариев пока воздерживаются. На запрос ДОЛГ.РФ представитель ведомства ответил, что пояснения по поводу документа пока что готовятся.