Плодим бюрократию: создание органа структурных реформ не гарантирует грамотную реализацию

1452
Время чтения - 7 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Минэкономразвития создает новый орган для работы над структурными реформами, которые необходимы для разгона отечественной экономики и выхода на темпы роста выше среднемировых уже через 2 года. Инициатива министерства интересна в двух аспектах: планы ведомства уж слишком оптимистичны. Так, одиннадцать лет назад уже наобещали среднюю зарплату в 2700 долларов к 2020 году. Кроме того, не ясно – зачем власти создают новый бюрократический орган, если активно ведут работу по сокращению госслужащих?

Мы уточнили у экспертов, чем может обернуться для страны создание новой структуры, и при каких условиях ее работа окажется эффективной.

 

Новый орган для роста экономики

Создание нового органа — подкомиссии по обеспечению экономического роста и содействию реализации структурных реформ, которую возглавит сам Орешкин, — необходимо стране, по словам чиновников, для улучшения динамики роста отечественной экономики. В планах разогнать экономику нашей страны до темпов, которые превысят среднемировой рост, то есть не менее 3 % с 2021 года.

Разработкой реформ будет заниматься правительственная комиссия. При ней и создадут будущую подкомиссию. Предполагается, что новая структура будет выполнять следующие функции: рассматривать материалы о реализации изменений, формировать предложения по дальнейшему продвижению и развитию, подготавливать заключения о том, в каком состоянии находится экономика на сегодня.

 

Фантастические планы обитают в Минэкономразвития

В 2008 году экономическое ведомство уверяло, что каждый второй россиянин будет относиться к среднему классу к 2020 году. Зарабатывать мы должны были по планам Минэкономразвития примерно 2 700 долларов в месяц, а Россия должна была прочно занять пьедестал ведущей мировой державы с крепкой экономикой.

Предсказания не сбылись. Вряд ли сейчас хоть одну экономику можно с уверенностью назвать сильной, тем более российскую. Более того, весь мир замер в ожидании нового кризиса, о чем на днях писал ДОЛГ.РФ. Поэтому крайне странными выглядят планы экономического ведомства увеличить рост экономики уже к концу этого года на 1,3 %, а в 2020 — на 1,7 %. Минэкономразвития также оптимистично утверждает, что через два года нам удастся перескочить порог развития мировой экономики в 3 %.

Как ведомство планирует обойти низкие цены на нефть, внешние риски и жесткую бюджетную политику, в прогнозе не объясняется. Счетная палата подтверждает, что максимум, на который способна Россия к 2022 году — это 1,5-2 % роста ВВП.

 

Куда направлены структурные реформы

В планах экономического ведомства усовершенствовать инвестиционный климат в стране и мотивировать инвесторов вкладывать деньги в развитие производства. Это планируется реализовать за счет поддержки субъектов, которые предоставляют инвестиционные вычеты. Суть в том, что государство будет закрывать потери регионов, если они предоставляют такие вычеты.

Еще одна проблема, почему инвестиции не растут: предприятия копят средства на своих счетах, но не направляют их на инвестирование. Происходит это от недостатка внутреннего спроса: если старые мощности не загружены, нет мотива создавать новые. Нестабильность экономики и высокая налоговая нагрузка также не способствуют развитию инвестиционного рынка.

Следующая цель реформ — повышение эффективности и качества рынка труда. Рождаемость в стране падает, а население стареет, поэтому, по данным Росстата, начинает чувствоваться дефицит рабочей силы.

Решить эту проблему Минэкономразвития намерен за счет снижения безработицы, в особенности в регионах с самыми печальными показателями по занятости населения. Ставку ведомство делает на систему социальных контрактов, стимулирование предпринимательства и организации дополнительного обучения. Кроме того, планируется упростить получение гражданства иностранными студентами, которые проходят обучение в российских ВУЗах.

Третий пункт в плане реформ — развитие конкуренции, а также стимулирование технологического и инновационного развития.

Минэконоразвития также собирается увеличить экспорт отечественных услуг и товаров и поработать над финансированием, в том числе и ипотечного рынка. Кроме того, планируется снизить долю государства в экономике. Сейчас она составляет 47 % ВВП. Через 5 лет показатель должен снизиться до 42 %.

В следующем году планируется принять закон, который запретит унитарным предприятиям вести деятельность в конкурентных сегментах. Регулятору также законодательно разрешат продавать акции санированных кредитных компаний дополнительными способами, о которых мы ранее рассказывали.

 

Работа началась, но качество реализации страдает

Игорь Семеновский, к.ю.н., преподаватель Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, считает положительным то, что абстрактное понятие «структурные реформы» нашло определенное наполнение в рамках официальных правительственных документов. Дистанция от заявлений на экономических форумах до начала практической работы наконец-то пройдена.

«Важно, что среди направлений работы Правительства содержится блок по развитию конкуренции. При этом стимулирование экономического роста – вопрос комплексный. Здесь важен учет и демографических процессов, и внешних макроэкономических условий, и множества других», – отметил эксперт.

По мнению Игоря Семеновского, ключевым барьером эволюции важных направлений из плана структурных реформ, таких как институты и региональное развитие, является качество институтов госуправления и правоприменительная практика.

«При всей условности сравнения, очевидно, что работа действующих на уровне ЕС, Европейской комиссии и ее Генерального директората по вопросам конкуренции гораздо эффективнее влияет на развитие конкуренции, нежели работа Федеральной антимонопольной службы в России», – обратил внимание преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ.

Эксперт подчеркнул, что для обеспечения темпов экономического роста на уровне выше мировых важен фактор проведения политики сбалансированного регионального развития. Существующие в настоящее время диспропорции в развитии субъектов Российской Федерации по целому ряду направлений – это серьезный риск, над устранением которого следует проводить соответствующую финансово-бюджетную и налоговую политику. Федеративное устройство российского государства в целом является несовершенным, однако и законодательные, и представительные органы власти в России не стремятся к проведению реформ в области государственно-территориального устройства и в целом к совершенствованию механизма государства.

 

Орешкин может и не справиться

Инвестбанкир и финансист Евгений Коган не уверен, что ведомство Орешкина способно в одиночку изменить ситуацию с инвестклиматом в России. Он отметил, что в состав комиссии помимо чиновников должны войти бизнесмены, представители науки и инвестбанкиры. Особенно последние, потому что они отлично представляют себе, что является триггером для прихода денег в экономику и как изменить деловой климат в лучшую сторону.

«Состав комиссии должен быть смешанный. С одной стороны, чиновники-реформаторы с прогрессивным и незамутненным взглядом на экономику. С другой – представители реального бизнеса, причем, как крупного, так и среднего, из разных секторов и регионов. Те, кто ежедневно испытывают на себе все «прелести» ведения бизнеса в России, лучше других представляют и необходимость первостатейных изменений, и фронт работ», – подчеркнул финансист.

Поднятие уровня доходов населения и улучшение инвестиционного климата Евгений Коган назвал основными задачами реформ. Эксперт предположил, что снижение налоговой нагрузки на наиболее уязвимые слои может дать необходимый толчок к росту доходов. 

«Решать проблему нужно комплексно, с подключением других структур и ведомств. Это вопрос на самый верх «кремлевских башен», – прокомментировал ситуацию Евгений Коган. – Показателем позитивных изменений для меня будет начало крупных инвестиций в развитие со стороны бизнеса. Если те, кто уехали, начнут возвращаться, ибо вновь увидят для себя перспективу на Родине».


Орган внутри органа обречен на бюрократию

Анонимный источник, приближенный к Государственной Думе, сообщил ДОЛГ.РФ, что не все так однозначно на первый взгляд, поэтому у ряда парламентариев есть все же вопросы к инициативе Минэкономразвития. «Орган «внутри органа» обречен на бюрократию. Долгие процедуры согласования любого нормативного и финансового шага – это неизбежность. К тому же, заявляется, что подкомиссия станет площадкой для урегулирования межведомственных разногласий. Это также вызывает сомнения и опасения. Многие ведомства не захотят «терять свой политический суверенитет», признавая Минэкономразвития России верховным арбитром любых споров между органами исполнительной власти.

Инициатива была бы возможна, если бы в процессе реализации Нацпроектов действительно верховенствовал проектный подход к управлению. Он изначально рассматривался как основной способ внедрения всех инициатив и достижения индикаторов, заложенных в дорожных картах. Когда, условно, есть министр, который ответственен за реализацию того или иного нацпроекта, и он же ставит задачи другим равным партнерам-министрам не как «руководитель ведомства», а как «руководитель проекта». В противном случае она снова станет «механизмом улучшения отчетности» и не более того.

Остается надеяться, что орган с бюрократической структурой и чрезмерно оптимистичными планами на будущее, принесет России хоть какие-то положительные изменения.


Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"