Пиратов взяли на абордаж: доходы от распространения нелегального контента сократились на треть

Россияне начали платить за любимые фильмы и сериалы

5 минут
Пиратов взяли на абордаж: доходы от распространения нелегального контента сократились на треть

Пиратское интернет-сообщество сократилось за текущий год почти на треть. На сегодня объем рынка составляет 63,5 млн долл. США. Факт интересен тем, что падение рынка случилось впервые с 2014 года. Об этом сообщили специалисты по кибербезопасности компании Group-IB.

Компания следит за пиратским рынком последние пять лет. За это время фиксировался только рост прибыли нелегалов. Если к 2015 году объем составлял 32 млн долл., через год он уже вырос до 62 млн., а еще через 12 месяцев – до 85 млн долл. США. В 2018 году объем пиратского рынка равнялся 87 млн долл. К сегодняшнему дню этот показатель упал на 27 %. Впервые за всю историю исследования.

Эксперты назвали три основных причины, почему произошло такое изменение. Во-первых, большую роль сыграло катастрофическое снижение доходов CDN и Content Delivery Network, основных пиратских провайдеров. Именно они выступали главными поставщиками контента российских онлайн-кинотеатров. Второй причиной стало усовершенствование законодательства, которое защищает интеллектуальную собственность. Благодаря работе ФНС в отношении букмекеров и гемблинга были вытеснены с рынка прямые рекламодатели пиратских сайтов. И последний фактор, который спровоцировал падение рынка, – принятие антипиратского меморандума. Его подписали основные интернет-компании и правообладатели ровно 12 месяцев назад. В список присоединившихся участников вошли: Яндекс, Мэйл.Ру Групп, Рамблер, ВГТРК, СТС, Газпром-медиа и Первый канал.

Смысл меморандума в том, что уже как год в сети фильтруется поисковая выдача, а все обнаруженные пиратские фильмы блокируются. Сведения о нелегальных страницах и фактах выкладки фильмов содержатся в спецреестре, держателем которого является Роскомнадзор. За год реестр пополнился на 600 тыс. ссылок с пиратскими версиями фильмов и сериалов. К сожалению, система пока не очень надежна. Фильтр можно обойти, воспользовавшись иностранным VPN.

 

Пиратство вскоре придет в упадок

Сергей Картинцев, директор по маркетингу Hello Computer, также подчеркнул, что широкая практика досудебной блокировки интернет-ресурсов стала мощным ударом по «пиратской» экономике.

«Строить бизнес с настолько высокими рисками не выгодно, даже если ты Капитан Флинт. Законодательные изменения последнего времени планомерно закручивали гайки, чтобы подпилить сук, на котором сидит рынок пиратства. Им это успешно удалось, статистика иллюстрирует состояние отрасли. Я полагаю, что мы наблюдаем масштабный тренд, а не ситуативное изменение, которое не влияет на глобальные перспективы, – рассуждает эксперт. – Уверен, что, если не будут найдены технологические лазейки, пиратство окончательно придет в упадок. Но даже лазейки вряд ли обеспечат ему былое величие, так как аудитория привыкает платить за контент. Уже никого не удивить платной подпиской на музыку или кинофильмы. Думаю, что ближайшие два-три года окончательно введут данный тренд в привычку. И тогда «пиратский» фильм в плохом качестве не будет никому интересен, так как люди обладают им в HD по подписке».

 

Покупать пиратские фильмы – не тренд

Юлия Михайлова, юрист, уверена, что все складывается так, как и должно быть: рынок пиратства будет и в дальнейшем падать, хоть и медленно. Эксперт назвала основные причины такого падения:

«В первую очередь, это блокировка пиратского контента поисковиками. Это решение затруднило получение информации – ее стало сильно сложнее найти. Пользователь потыкается-потыкается и пойдет искать более легкий путь.

Еще одна причина – простота покупки легального контента. Раньше надо было идти на развал, покупать диск, который был в подавляющем своем большинстве тем же пиратским. Теперь же – зашел в интернет-кинотеатр и уже смотришь фильм. Плюс маркетинговые стратегии типа подписки по смешным ценам в 200-400 руб. в месяц, которые не делают погоды даже в самом маленьком семейном бюджете. Все это ведет к переходу пользователя из пиратского поля в правовое», – отметила Юлия Михайлова.

По мнению эксперта, волна романтизма пиратства прошла, это перестало быть привлекательным. Если раньше в пиратские группы вступали ради славы среди себе подобных, то сейчас нет такого ореола, нет куража, есть наоборот: я купил лицензию, я крут! Пиратом сейчас быть не модно. Впрочем, это не говорит о том, что победа над пиратами будет достигнута сиюсекундно.

«Однако рынок пиратства будет падать медленно до тех пор, пока блокировка тех же торрентов не станет более успешной. Сейчас же, пока торрент-сайты имеют возможность создавать десятки и сотни зеркал, особо упертые или принципиальные пользователи все равно будут продолжать пользоваться их услугами, а подпольные студии будут и дальше монетизироваться за счет рекламы, встроенной в контент», — заключила Юлия Михайлова.

 

Необходимо пропагандировать отказ от пиратского контента

Сергей Алпатов, коммерческий директор «Chronopay», также отметил, что на рынке явно происходят положительные изменения.

«Несмотря на эпизодическую незначительную девиацию спроса в обе стороны, в целом происходящее, на мой взгляд, является частью более глобального и позитивного процесса постепенного изменения в шаблонах общественного потребления (а точнее неприятия) нелегальных товаров и сервисов, – уверен эксперт. – Усилия по противодействию распространению нелегальной продукции предпринимаются уже давно и приносят свои плоды: ограничение доступности ресурсов, усиление ответственности через коррективы в законодательстве, показательные процессы и т.д. Это происходит в разных областях, к примеру, пиратство в области программного обеспечения в России также снижается последовательно в течение 15 лет, согласно отчетам международных агентств, например, IDC».

По словам Сергея Алпатова, не менее важным фактором является работа с конечным потребителем – разъяснение негативных сторон пиратства, как общественного явления, объяснение сопутствующих рисков, донесение информации о последствиях.

«Это отчасти похоже на то, как Минздрав работает с потребителями табачной продукции, и эта работа приносит свои ощутимые плоды – курильщиков становится меньше. Также покупатели новых ПК задаются вопросом лицензионная ли версия ПО установлена на нем, а меломаны все чаще предпочитают онлайн подписки и лицензионные диски, чем сомнительного толка интернет-ресурсы для загрузки музыки», – отметил эксперт.

Комментировали:
Сергей Картинцев
Директор по маркетингу Hello Computer
Юлия Михайлова
Практикующий юрист, руководитель юридической компании
Нравится 27
Ха-ха 0
Удивительно 0
Грустно 0
Возмутительно 0
Не нравится 0




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей раз в недельку
Поделиться новостью:

Читайте также

Новости партнеров