Статистика корпоративных закупок за 2018-2019 годы

5 минут
Статистика корпоративных закупок за 2018-2019 годы

Закон № 44-ФЗ, регулирующий государственные и муниципальные закупки, отличается излишней строгостью, но при этом он прозрачен для участников торгов. В отличие от него, закон № 223-ФЗ, определяющий порядок частных корпоративных закупок, выглядит более лояльным. Он дает как поставщикам, так и заказчикам большую свободу выбора. Но из-за нее процесс закупок часто становится коррумпированным и способствует фактическому уничтожению конкуренции.

Аналитический центр при Правительстве РФ опубликовал статистику корпоративных закупок за 2018-2019 годы. В ней демонстрируются актуальные проблемы частных торгов, с которыми законодателям и организаторам торгов еще предстоит провести работу.


Сравнение государственных и частных закупок

 

Счетная палата РФ в рамках мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок» проанализировала данные о торгах за 2018 год. Сравнивая закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, государственный орган пришел к следующим выводам:

  1. Среднее количество участников на частных торгах составляет 1,56 исполнителей. В то время как в государственных закупках участвует в среднем 2,94 поставщика.

  2. На корпоративных торгах 94,4 % заказчиков предпочитает заключать контракты либо с единственным поставщиком, либо иным неконкурентным способом. В государственных закупках доля заключения сделок с единственным поставщиком или иными неконкурентными методами не превышает 54 %.

  3. Экономия предприятий на частных торгах составляет 4,4 %, тогда как государственные или муниципальные заказчики экономят 5,3 %.

Из-за описанных выше данных у ведомств возник вопрос: стоит ли переводить все закупки под контроль 44-ФЗ, чтобы повысить их конкурентность? В органах власти считают, что да, стоит. Представители бизнеса против этого. Они считают, что нужно заняться упорядочиванием Единой информационной системы. Из-за отсутствия порядка многие заказчики просто не знают, что у кого-то можно заказать поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ выгоднее, чем предлагает мнимый единственный исполнитель.


Какие способы торгов используются?

Аналитический центр при Правительстве РФ изучил опубликованные торговые извещения в 2019 году и выяснил, что:

  1. Только 22 % заказчиков пользуются конкурентными способами организации торгов. Они запрашивают предложения, котировки, проводят аукционы и конкурсы.

  2. 60 % заказчиков, работающих по закону № 223-ФЗ, используют «полуконкурентные» или неконкурентные способы закупок. К «полуконкурентным» относится организация тендеров, редукционов, запрос оферт, прямые переговоры с исполнителем. К неконкурентным методам причислены закупки во исполнении доходных договоров, прямые и мелкие закупки.

  3. 18 % заказчиков предпочитает работать с единственными поставщиками.

Исследователь, анализируя данные за 2019 год, сообщил, что конкуренция в сфере частных закупок все же увеличилась:

  • теперь на 1 лот приходится 2,8 участников;

  • доля общих закупок у единственных поставщиков сократилась до 43,4 % – заказчики предпочитают работать «полуконкурентными» или конкурентными способами;

  • объем экономии достиг 6,05 % с 4,4 %.

Аналитический центр при Правительстве РФ использовал данные, полученные с торговых площадок ЕЭТП и СБ-АСТ. Самым популярным способом организации торгов оказался запрос котировок в электронной форме (158,4 тыс. извещений). Интересен тот факт, что многие заказы не доходят до сведения поставщиков просто потому, что заказчик при публикации заполненной формы допустил опечатки:

  • в 89 извещениях обнаружена пропажа буквы «о» в слове «запрос», в результате не реализованы торги на 105,6 млн руб.;

  • в 1 извещении была пропущена буква «о» в слове «конкурс», добавлена лишняя буква «ф» в слово «форма» – как итог проблема с торгами на сумму в 3,24 млн руб.;

  • в 67 извещениях нарушен порядок букв в слове «единственного», из-за чего закупки не состоялись или прошли с дополнительными сложностями на сумму в 44,4 млн руб.

Потому относиться к заполнению форм на торговых площадках нужно очень внимательно. В противном случае придется сдвигать сроки реализации проекта и нести убытки.


Как работают крупнейшие компании страны?

Исследователи узнали, какими путями крупнейшие компании страны реализуют корпоративные закупки:

  1. Росатом. Самые дорогие сделки на 134,3 млрд руб. были заключены путем проведения конкурса, то есть конкурентным способом. Однако чаще всего (почти 14,6 тыс. извещений) использовался запрос котировок для реализации сделок на 22,9 млрд руб.

  2. Роскосмос. Самые дорогостоящие контракты с поставщиками были заключены путем запроса котировок (7,3 тыс. извещений на сделки общей суммой в 17,6 млрд руб.).

  3. Автодор. Компания использует преимущественно проведение конкурсов (138 извещений для заключения контрактов на сумму в 72,2 млрд руб.).

  4. Алроса. Алмазодобывающее предприятие в рамках закона № 223-ФЗ самые дорогостоящие сделки заключает путем проведения тендеров (контракты стоимостью в 20 млрд руб.). Однако самым популярным способом торгов по количеству извещений (614) все еще остается запрос котировок.

  5. Мособлгаз. Самые дорогостоящие контракты реализуются в рамках конкурса (стоимость сделок – 4,3 млрд руб.). Но самым популярным способом с большим количеством извещений (171) является запрос предложений.

  6. Интер РАО ЕЭС. Пользуется преимущественно «полуконкурентным» способом для реализации самых дорогостоящих контрактов – прямые переговоры с исполнителем (заключены договоры на сумму в 44,8 млрд руб.). Но самым частым методом торгов (1,8 тыс. извещений) является запрос предложений.

  7. Россети. Пользуется преимущественно конкурентными способами торгов (конкурсы на сумму в 376,5 млрд руб., 9,4 тыс. запросов предложений).

  8. Ростелеком. Реализует самые дорогостоящие сделки путем запроса котировок (159,2 млрд руб.), а чаще всего проводит аукционы (1,7 тыс. извещений).

  9. Роснефть. Торгует преимущественно путем запроса предложений (1,4 тыс. извещений, заключены контракты на сумму в 303 млрд руб.).

Большинство компаний реализуют дорогостоящие сделки конкурентными способами. Но также можно увидеть, что из 9 крупнейших организаций страны 2 используют фактически неконкурентные методы.

Для того, чтобы повысить конкурентоспособность торгов по 223-ФЗ, Аналитическим центром при Правительстве РФ предлагается создать закрытый перечень способов закупок по определенным сделкам, определить перечень процедурных особенностей для каждого способа закупки. Но при этом заказчикам должны оставить свободу для внесения изменений в документацию в любое время, продления сроков реализации контракта, дать право на незаключение договора по результатам торгов и возможность отказаться от их проведения.

Нравится 0
Ха-ха 0
Удивительно 0
Грустно 0
Возмутительно 0
Не нравится 0



Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей раз в недельку
Поделиться новостью:

Читайте также

Новости партнеров