Структура и объем государственного долга субъектов РФ в марте 2019 года

2 минуты

В ст. 99 Бюджетного кодекса РФ перечислено, в каком виде может существовать государственный долг для российских регионов:

  • обязательства по облигациям и иным ценным бумагам самого субъекта РФ;

  • кредиты, оформленные в банках страны, в иностранных финансовых компаниях или в международных организациях;

  • кредиты, полученные из федерального российского бюджета;

  • выпуск субъектом РФ государственных гарантий.

Само по себе наличие большого долга не говорит о том, что регион находится в бедственном положении. Напротив, субъект РФ возлагает на себя финансовые обязательства для развития бизнеса, социальных программ, привлечения инвесторов или создания новых инфраструктур. Опасение вызывают лишь случаи, когда регион не торопится с возвратом долгов.

Для наглядности в статье будут сравнены показатели за март 2018 и март 2019 годов. Информация взята из отчетов Министерства финансов РФ.

Рейтинг федеральных округов по долгам

В 2019 году общий объем государственного долга по всем округам РФ составил около 2,12 трлн руб. По сравнению с предыдущим годом видна тенденция к снижению задолженности: в 2018 объем долга составлял 2,3 трлн руб. Это значит, что российские регионы погасили обязательства на 18 млрд руб. Ни у одного субъекта РФ в 2019 году нет внешнего долга (в 2018 внешним должником была республика Крым, обязанная вернуть около 5 млн долларов).

Рейтинг федеральных округов по долгам:

1)_График-__Структура_и_объем_государственного_долга_субъектов_РФ_в_марте_2019_года-01_(2).jpg

Структура долга у каждого федерального округа отличается:

  1. Основной источник финансирования большинства регионов – бюджетные поступления из РФ. Исключение составляют Уральский и Сибирский округа. У них самая большая задолженность по государственным ценным бумагам.

  2. Второй источник финансирования – банковские кредиты. Больше всего займов в финансовых организациях оформил Центральный округ (более 136 млрд руб., или 28,9% общего долга). Однако для Приволжского округа вторым источником финансирования выступили государственные ценные бумаги (более 121 млрд руб., или 23,5% долга).

  3. По количеству выданных государственных гарантий лидирует Уральский округ (сумма задолженности по гарантиям – 16,1 млрд руб.).

  4. Иные долговые обязательства есть только у Сибирского округа – в 7,37 млрд руб.

Северо-Кавказский и Южный округа смогли погасить иные долговые обязательства, снизив кредитную нагрузку.

Самые закредитованные субъекты РФ

ТОП-5 самых больших должников среди российских регионов:

  1. Московская область – сумма задолженности более 125 млрд руб.

  2. Краснодарский край – обязан вернуть кредиторам более 124 млрд руб.

  3. Красноярский край – должник на 106 млрд руб.

  4. Республика Татарстан – закредитованность более 94 млрд руб.

  5. Свердловская область – сумма задолженности превышает 66 млрд руб.

По сравнению с 2018 годом Московская область обогнала Краснодарский и Красноярский края и «вырвалась» на 1 место. Татарстан и Свердловская область остались на тех же местах.

2)_График_-_ТОП-5_самых_больших_должников_среди_российских_регионов_(с_гербами)-01_(1).jpg

Рейтинг регионов с самыми маленькими долгами

Среди регионов с самыми маленькими долгами лидируют:

  1. Республика Алтай – размер долговых обязательств чуть более 1,37 млрд руб.

  2. Алтайский край – закредитованность оценивается Минфином в 1,93 млрд руб.

  3. Республика Тыва – задолженность составляет 1,98 млрд руб.

  4. Ненецкий автономный округ – сумма долговых обязательств составляет 2 млрд руб.

  5. Республика Ингушетия – должник на 2,45 млрд руб.

В 2018 году 2 место в рейтинге регионов с самыми маленькими долгами занимала Тюменская область.

Проблема долгов субъектов РФ, является частью общего вопроса о комфортности ведения бизнеса в РФ. Именно об этом говорил Президент России Владимир Путин в своем последнем обращении к Федеральному собранию, когда призывал правительство страны улучшать качество национальной юрисдикции.

Региональные власти должны стараться создавать условия для роста экономической активности в своих регионах, а не создавать дополнительные препятствия для ведения бизнеса в стране. Это приведет к увеличению налоговых отчислений в бюджеты субъектов РФ, а значит к сокращению долгов субъектов.

На долю федеральных властей ложится та же задача, но в масштабах всей страны. Требуется изменения в законодательстве, чтобы компаниям было комфортно вести экономическую деятельность в России. Например, стоит задуматься о том, как создать действующие механизмы по работе с проблемными активами, которые бы способствовали решению проблемы бесконтрольного роста просроченной задолженности в стране. Сейчас, в условиях затрудненного доступа к иностранным кредитам, России нужно сосредоточиться на поиске внутренних резервов для наполняемости бюджетов и сокращения долгов субъектов РФ, и решение проблемы роста «токсичных» активов это одна из важнейших задач на этом пути.

2 Апреля 2019
Иван Рыков

Главный редактор "ДОЛГ.РФ"

Нравится 199
Ха-ха 90
Удивительно 63
Грустно 63
Возмутительно 45
Не нравится 27



Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Читайте также
Новости партнеров