Прогрессивный НДФЛ как инструмент перераспределения средств для социального развития

Автор: Игорь Семеновский
2949
Время чтения - 5 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Падение реальных доходов населения, увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными, невысокие темпы экономического роста заставляют задумываться над поиском необходимых инструментов для улучшения уровня жизни и экономической ситуации внутри страны. Наиболее действенным методом считается прогрессивная шкала НДФЛ. О необходимости принятия данного решения специально для портала ДОЛГ.РФ рассказал к.ю.н., преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Семеновский.

Изменения в налоговом законодательстве происходят регулярно. Они касаются как вопросов администрирования налогов и сборов (внедрение новых сервисов и автоматизация процессов), взаимодействия граждан и организаций с налоговыми органами и другими органами государственной власти (расширение перечня услуг, предоставляемых МФЦ), так и непосредственно вопросов, связанных с увеличением (то же повышение НДС на 20 %) или уменьшением налогового бремени (новые льготы для многодетных семей и других категорий граждан, налоговый вычет в связи с затратами на физкультурно-оздоровительные услуги и др.).

В октябрьском интервью изданию РБК Министр экономического развития России Максим Орешкин коснулся темы прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ. Несмотря на то, что, по словам Министра, сам он готов платить налог по более высокой ставке, вопрос введения такой шкалы с его точки зрения нужно тщательно просчитать, так как у нее много побочных последствий.

В информационном пространстве в последние годы фигурировало несколько значимых тем, связанных с изменением параметров НДФЛ, в частности, вопрос о повышении его ставки с 13 % до 15 %, который был фактически закрыт в 2018 г., вопрос о введении необлагаемого НДФЛ минимума доходов физических лиц, который снова начал активно обсуждаться с весны 2019 г, а также непосредственно вопрос введения прогрессивной шкалы налогообложения.

Представляется, что вопрос введения прогрессивной шкалы налогообложения в России является не только экономическим, но и социальным. Так, швейцарский банк Credit Suisse в ежегодном обзоре The Global wealth report 2019 отмечает, что в России 10 % наиболее обеспеченных россиян владеют 83 % совокупного благосостояния всех российских домохозяйств, за последний год эта доля выросла на 1 %. К примеру, в США 10 % наиболее обеспеченного населения владеют 76 % совокупного благосостояния (что также весьма существенно), а в Китае этот показатель равен 60 %. Подтверждением тому служит и высокое значение коэффициента Джинни в России. Таким образом, в нашем государстве сложился колоссальный разрыв в доходах между самыми бедными и самым богатыми гражданами, что не способствует консолидации общества и его стабильной жизнедеятельности на основе принципа социальной солидарности. 

По данным Росстата, у 48,2 % семей нет финансовых средств на приобретение товаров длительного пользования. 

Все это происходит как на фоне кризисных явлений 2012-2017 гг., так и в период относительной макроэкономической стабильности последних двух-трех лет.

Одним из самых действенных инструментов в выравнивании социально-экономических диспропорций как раз и является прогрессивная шкала НДФЛ, позволяющая гибко подойти к процессу налогообложения групп граждан с различным уровнем доходов в целях максимально эффективного удовлетворения потребностей в социальных благах каждого из них.

По заявлениям Правительства России, оно по целому ряду причин не собирается поддерживать прогрессивную шкалу налогообложения. Среди них называются нецелесообразность, сложность администрирования, неустойчивость экономики, риск роста серых зарплат и ряд других. В том же октябрьском интервью глава Минэкономразвития России также обратил внимание на место НДФЛ в структуре доходов региональных бюджетов. В частности, по его словам, введение прогрессивной шкалы положительно отразится на бюджете г. Москвы и негативно скажется на региональных бюджетах. Действительно, в соответствии с Бюджетным кодексом 85 % от сбора НДФЛ поступает в региональные бюджеты, однако при этом властями не учитывается тот факт, что речи о снижении НДФЛ для каких-либо категорий граждан в данном случае не идет. Кроме того, при этом не берется в расчёт возможность внесения корреспондирующих изменений в законодательство, направленное на саму реализацию цели прогрессивного налогообложения граждан, обеспечение условий справедливого социального перераспределения собираемых средств.

Если постараться ответить на еще один аргумент правительственных сторонников плоской шкалы налогообложения – вероятность роста серых зарплат, то, конечно, возникает вопрос: а куда же в таком случае девается налоговый контроль, разве эти эпизоды должны выпадать из поля зрения правоохранительных органов? Не создает ли те же самые риски введение или повышение любого другого налога, к примеру НДС? Да и в самом деле: неужели при современном уровне контроля за прозрачностью операций руководители и менеджеры подвергающихся качественному аудиту топ-корпораций и среднего бизнеса, будут устанавливать себе и подчиненным более низкую официальную зарплату, предпочтя получать ее в конвертах? Такое развитие событий в массовом масштабе представляется маловероятным.

По тем же оценкам Credit Suisse, в настоящее время 45 % мирового благосостояния находится в руках 1 % самых богатых, а 82 % благосостояния приходится всего лишь на 10 % наиболее обеспеченных лиц. 

Актуальность запроса на плоскую шкалу ставок по НДФЛ проходит. В настоящее время подавляющее большинство развитых стран, входящих в ОЭСР, применяют именно прогрессивную шкалу налогообложения, что свидетельствует о государственной зрелости их систем, а также их следованию политике социальной справедливости. В русле этой же политики идет и Китай. В России же еще с 2001 г. действует плоская шкала НДФЛ.

Вся суть современной налоговой системы в социальном государстве, каким по Конституции является Россия – это перераспределение средств через различный набор фискальных механизмов для достижения общественно полезных целей развития. Так почему НДФЛ должен быть исключением из этой практики, и почему нельзя установить оптимальное количество уровней прогрессивности, включая необходимые для этого нормативные и административные условия? Российскому государству на современном этапе необходимо проведение такой налогово-бюджетной политики, которая сократит в стране не категорию богатых людей, а категорию бедных!

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"