«МФО не против снизить ставки по займам»: президент НАУМИР о закредитованности, качественных финансовых продуктах и развитии института МФО

1746
Время чтения - 6 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Фото: www.npmir.ru

Президент НАУМИР, директор СРО МФО «МиР» Елена Стратьева рассказала порталу ДОЛГ.РФ о том, зачем организует международные конференции, почему они нужны не только МФО, как воспринимают понятие «микрофинансирование» за рубежом и при каких условиях микрофинансисты пойдут на снижение ставок по займам.

Елена, как вообще пришла идея провести международную конференцию «Микрофинансирование. Международный опыт»? С какой целью Вы решили выйти за пределы РФ?

НАУМИР, РМЦ, а с недавних пор и СРО «МиР» проводят очень много конференций. В первую очередь, мы стараемся, чтобы они охватывали максимально широкую аудиторию, то есть были в равной степени интересны всем участникам рынка (и МФО, и КПК, и ломбардам), а также их контрагентам. Помимо наиболее масштабных мероприятий, единовременно покрывающих все сферы деятельности компаний, мы организуем тематические конференции с фокусом, например, на управление персоналом, безопасность или маркетинг.

Часто, когда мы приглашаем участников рынка на мероприятия, они жалуются, что при текущем регулировании им стало «сложно жить» (постоянная необходимость перестройки бизнес-моделей при снижающейся маржинальности, огромное количество требующих ответа в кратчайшие сроки запросов от регуляторов и так далее), поэтому на конференции стало ездить просто некогда. Но мы убеждены и стараемся донести до игроков свою точку зрения, что как раз в таких «перманентно авральных» условиях полезна, если можно так выразиться, «встряска» - обретение другого взгляда на тот или иной вопрос, общение с коллегами и обмен опытом, в том числе, как справиться со всеми трудностями с минимальными потерями.

Кооперативы и ломбарды периодически жалуются на то, что на наших мероприятиях мы больше говорим про МФО и меньше - про них. Однако все передовые практики, новшества финтех-направления на рынке, в основном, идут как раз от микрофинансовых организаций, поэтому и сложилась такая тенденция. На мой взгляд, не нужно отгораживаться «великой китайской стеной» от МФО, наоборот, нужно пользоваться шансом у них поучиться.

Возвращаясь непосредственно к вашему вопросу и подводя небольшой итог, отмечу, что в Чехию мы решили приехать не только со своей проблематикой, но и изучить местный опыт. Когда на российском микрофинансовом рынке вводится новое регулирование, Банк России и законодатели нередко апеллируют к иностранному опыту. Например, когда ограничивали дневную процентную ставку, нам говорили, что соответствующий показатель в Великобритании составляет 0,8 %, и это - норма. Поэтому мы решили, что всем нам тоже нужно начать изучать ситуацию в других странах, и уже со своей стороны апеллировать к опыту тех государств, в которых макроэкономическая ситуация, менталитет потребителей финансовых услуг и многие другие факторы наиболее близки к российским.

 

Какие Вы можете сделать выводы по итогам нескольких проведенных конференций? Что удалось сделать?

Самое ценное, пожалуй, всегда остается «в голове и в блокноте» после Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности. Это ни в коем разе не умоляет достоинств других мероприятий, просто конкретно эта конференция – самая знаковая и масштабная. Это – визитная карточка НАУМИР. Она, как минимум, подарила нам  огромный архив презентаций за 18 лет. Из них можно увидеть, что мы говорили о тех проектах, которые впоследствии были реализованы, какие из обсуждаемых законодательных инициатив в итоге были приняты. Это - мероприятие, которое дает задел на будущее. Оно у меня лично ассоциируется с гарпуном или, штурмовой кошкой: когда ты сначала закидываешь её далеко вперед, цепляешься, подтягиваешься до ее уровня. Так и на Национальных конференциях ты узнаешь о каких-то новых прогрессивных нужных вещах и постепенно «подтягиваешься», реализуя их в своем бизнесе.

 

Елена, как Вы считаете, может ли микрофинансирование каким-то образом помочь решить проблему излишней закредитованности населения?

Прежде всего, давайте определимся с самим понятием «микрофинансирование» в России. В мире в целом, как правило, под ним подразумевают поддержку малого и микробизнеса, а также социально незащищенных слоев населения посредством финансирования с привлечением донорских, благотворительных средств, господдержкой. На российском рынке такие продукты тоже присутствуют и активно развиваются, однако в основном, в общественном сознании микрофинансирование связано именно с займами физлицам, причем короткими (так называемыми займами «до зарплаты»). Это наиболее острый, и обсуждаемый сегмент. Негативный шлейф, который его, к сожалению, все еще сопровождает, связан уже давно не столько с самими займами, сколько с ситуациями, влекущими у людей необходимость обращаться за средствами. Ведь человек вряд ли вообще будет срочно искать деньги буквально на несколько дней, если у него все в жизни безоблачно…

Микрозаймы «до зарплаты» характеризуют не только короткие сроки, но и небольшие суммы. Давайте отбросим на время «высокий» процент и подумаем вот над чем: что можно купить за эти деньги? Это – средства для помощи людям, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации. Ничего крупного на них не приобрести, исключительно продукты того самого малого бизнеса. Таким образом, компании оказывает поддержку и гражданам и предпринимателям.

МФО наиболее часто из всех МФИ обвиняют в том, что они усугубляют и без того тяжелое финансовое положения населения, дают заемщикам «дорогие» деньги. Но они не против снизить стоимость заемных средств. Просто дайте им эту возможность, инструменты, доступ к информационным системам, и тогда они смогут более качественно выстроить свои бизнес-процессы, снизить затраты, а значит, и переплату потребителя.

Я считаю не совсем правильным, когда компаниям ограничивают доходность, ввиду того, что они, якобы, закредитовывают население, но закрывают глаза, когда, например, банки с высоких трибун докладывают о том, какие миллиардные прибыли они получают. Они ведь точно также закредитовывают, иначе откуда деньги? Они также могут получить чуть меньше прибыли, снизив процентную ставку, или, например, уменьшив тарифы на банковское обслуживание.

 

Что Вы можете уже занести себе в актив? Какие у Ваших организаций дальнейшие планы?

Нам есть, чем гордиться: у нас уже выстроен качественный, эффективный и полезный для всех сторон (как для бизнеса, так и для потребителей финансовых услуг) диалог с Банком России. Мы уже несколько раз наступали на грабли и набили шишек, поэтому понимаем откуда «идет» какое регулирование. В основном, исключительно из-за имиджа рынка, а он в свою очередь формируется за счет поведения конкретных участников.

У нас (я сейчас говорю о СРО «МиР», в первую очередь) есть инструменты воздействия на наших членов, мы постоянно обновляем Внутренние и Базовые стандарты в зависимости от того, что диктует время (так, в этом году мы приняли Внутренний стандарт о взыскании просроченной задолженности). Иными словами, мы хотим, чтобы именно наши члены показали всем, как создавать качественный продукт и корректно работать со своими клиентами. Мы хотим изнутри стать лучше, чтобы исключить любые основания для обвинения нас и ужесточения регулирования рынка.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"