«Отмытая» преступность: ФАТФ рассказала, в каких странах чаще всего легализуют незаконные доходы

3 минуты
«Отмытая» преступность: ФАТФ рассказала, в каких странах чаще всего легализуют незаконные доходы

Росфинмониторинг 13 ноября представил расшифровку публичного заявления Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), в котором содержится информация о странах, не соблюдающих правила предупреждения преступности по легализации незаконных доходов. Заявление было сделано в Париже еще 18 октября 2019 года, но ведомство раскрыло подробности только сейчас.

ФАТФ выразила обеспокоенность положением дел в двух странах мира – Северной Корее (КНДР) и Иране. Как сообщает международная организация, эти государства не соблюдают положения Рекомендации 19, которая предусматривает:

  • проведение проверок в отношении финансовых организаций и их филиалов, проводимых ими операций и опубликовании результатов надзорных мероприятий;

  • необходимость информирования государственных органов о проведении тех или иных денежных операций;

  • организацию внешнего аудита, позволяющую оценить работу банков.

Ситуация в КНДР

ФАТФ подчеркнула, что из-за несоблюдения международных стандартов по противодействию отмыванию преступных доходов со стороны КНДР под угрозой находится вся международная экономика. Организация обвиняет Северную Корею в финансировании терроризма, поскольку она занимается распространением оружия массового уничтожения, а местные финансовые организации охотно спонсируют такую торговлю.

ФАТФ призывает государства мира с настороженностью относиться к каждой транзакции как в сторону КНДР, так и от нее. Каждая сделка с северокорейскими банками или организациями должна быть тщательно проверена на «антитерроризм». Если выяснится, что некое предприятие КНДР нелегально отмывает деньги или направляет их на создание оружия массового уничтожения, то иностранным контрагентам нужно приложить усилия, чтобы закрыть филиалы северокорейских компаний у себя. Такая мера возможна благодаря положениям Организации объединенных наций (ООН).

Ситуация в Иране

Иран в 2016 году пообещал ФАТФ «привести в порядок» свое антиотмывочное законодательство. Страна действительно вступила на путь прогресса в этом направлении. Она:

  • установила режим декларирования наличных денег;

  • дополнила законы «По борьбе с отмыванием денег» и «По борьбе с финансированием терроризма» в соответствии с положениями Рекомендации 19.

Однако поправки в нормативные акты не вступили в силу. А в конце 2018 года Иран неожиданно прервал связь с ФАТФ и не сообщил, намерен ли он продолжать развитие антиотмывочного законодательства. В июне 2019 года международная организация направила запрос в Иран с целью выяснить, намерено ли государство и дальше противодействовать легализации преступных доходов. Но внятного ответа от руководства страны не было получено.

В качестве главных мер по совершенствованию иранских законов ФАТФ назвала:

  • необходимость квалифицировать как преступление финансирование терроризма – в действующих законах государства есть так называемый легальный терроризм, целью которого является борьба с расизмом, колониализмом и иностранной оккупацией;

  • отслеживать террористические транзакции и блокировать их;

  • закрепить в нормативных актах порядок проверки клиентов банков на предмет добросовестного получения дохода;

  • создать систему информирования государственных органов о подозрительных финансовых сделках;

  • публиковать отчеты об эффективности работы надзорных структур;

  • ратифицировать ряд международных конвенций, определяющих порядок борьбы с отмыванием денег;

  • обязать банки проверять достоверность информации, переданной им клиентом.

До тех пор, пока Иран не исполнит вышеуказанные требования, другие государства обязаны выяснять, с какими целями Иран осуществляет международные транзакции, а также выявлять многочисленные схожие операции.

Ранее ДОЛГ.РФ сообщал, что в России планируют создать реестр подозреваемых в отмывании денег.

Вопрос с соблюдением законодательства по «отмыванию» денег остро стоит не только в отношении Северной Кореи (КНДР) и Иране, он достаточно часто поднимается и в нашей стране. При этом в России речь идет не о том, что участники финансового рынка не соблюдают законодательство, а наоборот буквальное исполнение нормативных актив препятствует ведению бизнеса.

С мая 2019 года в России проводится реформа контрольно-надзорной деятельности для облегчения работы бизнеса в части изменения нормативных актов. Этой осенью по предложению ряд участников платёжного рынка направили предложения в ЦБ об изменении 27 норм которые, по их мнению, являются устаревшими и неэффективными. Речь идет о том, что банки и другие финансовые структуры считают нецелесообразным устанавливать бенефициаров мелких транзакций и платежей ЖКХ, запрашивать у иностранцев миграционные карты и также выполнять ряд других малоэффективных норм по надзору за деятельностью бизнеса. Эти предложения обсуждались на совещании с представителями Банка России 16 октября с.г., предложения направлены в ЦБ. Однако, в настоящее время не ясно как отреагирует на предложение ЦБ и насколько сильно изменится нормативная база, поскольку государство несмотря на анонсированную реформу не планирует ослаблять контроль за данной сферой деятельности. К концу этого года планируются завершение начатой реформы и мы увидим насколько будет изменена политика в этой области.

20 Ноября 2019
Олехнович Вадим
Адвокат
Нравится 54
Ха-ха 30
Удивительно 16
Грустно 18
Возмутительно 16
Не нравится 11



Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Читайте также
Новости партнеров